Хронический галлюциноз

 Галлюцинации бывают не только при алкогольном психозе, но и при других состояниях, например при шизофрении. Раньше мы всех пациентов с психозами, за исключением больных туберкулезом, отвозили в одну психиатрическую больницу в Екатеринбурге, где были разные отделения: взрослые наркологическое и психиатрическое отделения, детское психиатрическое, общая реанимация и токсикологическое отделение. Один минус — далеко находится эта больница. Сейчас мы пациентов возим чаще всего поближе. Зато в разные больницы. И если раньше не надо было заморачиваться, кого и куда везти, то теперь приходится разбираться на месте самим. Ведь если это алкогольный психоз, то везем в наркологию, а если это проявление шизофрении — в психиатрическую больницу. Да только бывают случаи, когда и узкие специалисты не могут разобраться, куда уж нам, фельдшерам? 

Расскажу вам одну историю. История тех времен, когда мы все психозы в одну больницу возили, сопровождали нас в таких случаях милиционеры, а для фиксации буйных пациентов использовали наручники.

Поступил вызов. Мужчина 66-ти лет странно себя ведет. На адресе меня встретили женщина средних лет и пожилая женщина с загипсованной ногой. Это были жена и дочь пациента. Сам пациент сидел на кухне. Сначала я прошла в комнату, поговорить с родственниками. И была удивлена услышанным.

Пациент находится в длительном запое. Пьет водку каждый день на протяжении пяти лет. И все эти пять лет мужчина видит галлюцинации. Он видит умерших родственников, разговаривает с ними, выпивает. Пять лет у мужчины галлюцинации, а за медицинской помощью он не обращался. Я спросила жену и дочь, почему так затянули? Оказывается, «жалко его было в больницу отдавать». Почему сегодня решили вызвать скорую? Потому что жена пациента сломала ногу. Обычно мужчина выпивал немного и проблем не возникало. Но когда напивался, поднимал руку на свою жену. Жена тогда убегала к дочке домой. Теперь, когда нога в гипсе, женщины опасаются, что пожилая женщина не успеет убежать к дочке, если муж напьется. Он тогда может сильно побить свою жену.

Ну да. Логично. Что уж тут?

Пошла поговорить с мужчиной. И вот что я от него узнала. Действительно, пьет уже пять лет, каждый день, но понемногу. Просыпаясь утром, мужчина ощущает сильную головную боль. Тут приходят «усопшие отец и старший брат» и предлагают выпить. Отец с братом умерли много лет назад, и пациент прекрасно это понимает. После «прихода» умерших родственников мужчина идет на кухню, наливает всем трем по рюмке водки. Они сидят за столом, выпивают, разговаривают, поют старые песни. А потом голова перестает болеть, и родственники уходят. И так каждый день на протяжении пяти лет. В первый год один раз пытался водку не пить, «так они весь день ходили и ныли, что я их не уважаю, раз пить не хочу с ними. А как выпили, так сразу и ушли».

Пациент спокойно дал себя осмотреть. И я его уговорила поехать в больницу «пообследоваться» — выяснить причину головных болей. В больницу он поехал добровольно. Привезла я его с диагнозом «Галлюцинаторно-бредовый синдром. Дебют шизофрении под вопросом».

В психиатрической больнице дежурил в тот день заведующий приемным отделением. Я ему все, что узнала от пациента и его родственников, рассказала. Прочитав мой диагноз в направлении, заведующий сказал, что я ерунду написала. Диагноз будет другой. И велел писать другое направление. «Жираф большой — ему видней», — решила я, не стала спорить и написала под диктовку новый диагноз — «Алкоголизм. Хронический алкогольный галлюциноз». Я не знала, что алкогольный галлюциноз бывает хроническим. Но я не нарколог и не психиатр. Я всего лишь фельдшер, а во время учебы на наркологию и психиатрию очень мало времени нам было отпущено, и с этими предметами знакомили очень поверхностно. Написав новое направление и сдав больного в надежные руки современной психиатрии, я уехала обратно в свой город. И забыла про этот случай. Через полгода мне об этом мужчине напомнила наша врач.

Каждые пять лет нас отправляют на учебу — курсы повышения квалификации. Вот и одна из наших врачей, Валентина Антоновна, поехала учиться. В тот год учебу по психиатрии проводили в той психиатрической больнице, куда мы возим наших пациентов с психозами.

Валентина Антоновна рассказала, что им всем показывали того мужчину. Он уже полгода находился на лечении, и ему не могут поставить точный диагноз. От алкогольного галлюциноза пришлось отказаться. И шизофрению с точкой поставить пока не могут, так как «клиническая картина не соответствует». Поэтому шизофрения пока под вопросом. Мужчина полностью обследован. Ничего особенного не обнаружено — изменения носят «возрастной характер». Но было назначено лечение, какое обычно назначают при шизофрении. Не помогает. Как приходили по утрам отец с братом, так и ходят. Правда, водку уже не пьют. Мужчину в больнице научили вместо водки водичку минеральную разливать по стаканам и говорить усопшим родственникам, что это водка. А родственники и не спорят. Выпьют водички, поговорят о жизни, споют несколько старых песен и уходят.