Что общего между горлом, тигром и штурмом?
Всем здравствовать!
Что-то давненько я не писал ничего о военной технике. Придётся
исправлять ситуацию. Итак, слово недели «горло», а значит, его нужно как-то притянуть
за «уши» к искомой теме. И как выяснилось сделать это совсем просто, ведь
раньше горло называли жерлом. Ну и что? А то, что жерлом так же называют (вот
это поворот) жерло вулкана или выходное отверстие ствола огнестрельного орудия.
Разумеется, к калибру .22LR такой термин можно применить, но лучше взять
калибр чуть больше, и я предлагаю 380 мм. Как по вашему, к такому дулу,
применим термин «жерло»? Лично мне кажется, что вполне себе. Вот поглядите.

Ах да, я же совсем забыл сказать, что это ствол корабельного реактивного
бомбомёта, который устанавливался вермахтом на САУ «Штурмтигр» (нем.
Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger,
распространено также название «Штурмпанцер VI».
Официальное название, в общем-то, и отображает суть происходящего. 38-ми
сантиметровый реактивный бомбомёт (Raketenwerfer 61) на штурмовом миномёте
Тигр. Да что я всё рассказываю, но не показываю? Вот как говорится лучше один
раз увидеть, чем сто раз услышать, любуйтесь.

Смейтесь, смейтесь! Может, просто на улице было холодно в тот момент,
когда его фотографировали.
Но нет, такими их выпускали с завода. Кстати будет сказать, что создано
было их всего в количестве 18 штук, включая прототип. Но делали их не с нуля, а
на базе танкового шасси PzKpfw VI «Тигр». К счастью, их выпуск пришёлся на
1944-1945 гг, а потому, никакого существенного влияния на ход Второй мировой
войны эти вундервафли не оказали. Эксплуатация показала не лучшую надёжность
машин.
Вообще они предназначались для разрушения домов и баррикад во время уличных боёв, оно и понятно, лупить из 380 мм калибра по небольшим мишеням не целесообразно. К тому же в качестве боеприпасов применялись фугасные снаряды, а значит, по скоплениям пехоты тоже можно отработать. Хотя это не помешало, одному из «Штурмтигров» подбить три «Шермана» одним выстрелом. Однако, общая надёжность машин была достаточно низкой и поэтому часть из них вообще не участвовали в боях, а были брошены и подорваны во время отступления.


В общем, в марте — апреле 1945 года большинство «Штурмтигров» были
брошены или уничтожены своими экипажами, после неустранимых в полевых условиях
поломок или из-за нехватки топлива и боеприпасов.
Вот ещё
несколько кратких фактов:
Скорострельность была крайне низкой, экипаж из четырёх человек мог
обеспечить не больше одного выстрела в 10 минут. Ну а что вы хотели, фугасные
ракеты массой 351 кг заряжать не так просто.

Низкая точность. Разброс снарядов на максимальной дистанции в 5700 м,
составлял 230 метров, хотя с учётом предназначения машин это было не так критично.
Лобовая броня имела толщину 150 мм, расположенную под углом 47° к
вертикали. Благодаря чему обеспечивалась исключительная способность выдерживать
огонь противотанковой артиллерии даже на малых и сверх малых дистанциях.
Однако, из-за того же бомбомёта с калибром 380 мм, возникает парадокс, несмотря
на мощную лобовую броню, при попадании с малой дистанции в канал этого самого
ствола, машина гарантированно лишается боеспособности.
Перегруженность. Поскольку основой был обычный «Тигр», то подвеска была рассчитана на стандартную броню «Тигра». А «Штурмтигр» был тяжелее на 10 тонн, причём в основном перегруз приходился на передние катки (помните про 150 мм лобовую броню?), что, в общем-то, и приводило к быстрому выходу из строя подвески. А сложность ремонта практически не позволяла совершать его в полевых условиях, только на заводе.
Боезапас. Он располагался в среднем отсеке корпуса, причём по обоим бортам. Поскольку броня по бортам оставалась такой же, как и в 1943 году, то в конце войны она уже не обеспечивала должную защищённость. Помножим это на то, что на каждом борту находилось по шесть ракет, и получим взрывоопасную ситуацию.

Пожалуй, больше тут нечего добавить. Машина получилась крайне
противоречивая, вроде и калибр большой, да толку от него немного, броня
имеется, но тоже так себе, а уж таскать на завод и обратно 66 тонную машину
вообще мрак.
На этом, пока всё. До новых встреч!
P.S. Есть эксперты вулканологи, которые готовы рассказать нам о жерлах вулканов?
Комментарии