Всем здравствовать!
Что-то давненько я не писал ничего о военной технике. Придётся исправлять ситуацию. Итак, слово недели «горло», а значит, его нужно как-то притянуть за «уши» к искомой теме. И как выяснилось сделать это совсем просто, ведь раньше горло называли жерлом. Ну и что? А то, что жерлом так же называют (вот это поворот) жерло вулкана или выходное отверстие ствола огнестрельного орудия. Разумеется, к калибру .22LR такой термин можно применить, но лучше взять калибр чуть больше, и я предлагаю 380 мм. Как по вашему, к такому дулу, применим термин «жерло»? Лично мне кажется, что вполне себе. Вот поглядите.

Ствол калибра 380 мм.
Ствол калибра 380 мм.

Ах да, я же совсем забыл сказать, что это ствол корабельного реактивного бомбомёта, который устанавливался вермахтом на САУ «Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI».
Официальное название, в общем-то, и отображает суть происходящего. 38-ми сантиметровый реактивный бомбомёт (Raketenwerfer 61) на штурмовом миномёте Тигр. Да что я всё рассказываю, но не показываю? Вот как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, любуйтесь. 

«Штурмтигр» в музее парка «Патриот», Кубинка.
«Штурмтигр» в музее парка «Патриот», Кубинка.

Смейтесь, смейтесь! Может, просто на улице было холодно в тот момент, когда его фотографировали.
Но нет, такими их выпускали с завода. Кстати будет сказать, что создано было их всего в количестве 18 штук, включая прототип. Но делали их не с нуля, а на базе танкового шасси PzKpfw VI «Тигр». К счастью, их выпуск пришёлся на 1944-1945 гг, а потому, никакого существенного влияния на ход Второй мировой войны эти вундервафли не оказали. Эксплуатация показала не лучшую надёжность машин.  

Вообще они предназначались для разрушения домов и баррикад во время уличных боёв, оно и понятно, лупить из 380 мм калибра по небольшим мишеням не целесообразно. К тому же в качестве боеприпасов применялись фугасные снаряды, а значит, по скоплениям пехоты тоже можно отработать. Хотя это не помешало, одному из «Штурмтигров» подбить три «Шермана» одним выстрелом. Однако, общая надёжность машин была достаточно низкой и поэтому часть из них вообще не участвовали в боях, а были брошены и подорваны во время отступления.

«Штурмтигр», брошенный и подорванный своим экипажем, захваченный
войсками США. Перед машиной лежат вырванные взрывом ствол орудия и крышка
зарядного люка.
«Штурмтигр», брошенный и подорванный своим экипажем, захваченный войсками США. Перед машиной лежат вырванные взрывом ствол орудия и крышка зарядного люка.
«Штурмтигр» 1001-й роты, брошенный после поломки и захваченный
американскими войсками 28 февраля 1945 года.
«Штурмтигр» 1001-й роты, брошенный после поломки и захваченный американскими войсками 28 февраля 1945 года.

В общем, в марте — апреле 1945 года большинство «Штурмтигров» были брошены или уничтожены своими экипажами, после неустранимых в полевых условиях поломок или из-за нехватки топлива и боеприпасов.

Вот ещё несколько кратких фактов:
Скорострельность была крайне низкой, экипаж из четырёх человек мог обеспечить не больше одного выстрела в 10 минут. Ну а что вы хотели, фугасные ракеты массой 351 кг заряжать не так просто.

Что общего между горлом, тигром и штурмом?

Низкая точность. Разброс снарядов на максимальной дистанции в 5700 м, составлял 230 метров, хотя с учётом предназначения машин это было не так критично.

Лобовая броня имела толщину 150 мм, расположенную под углом 47° к вертикали. Благодаря чему обеспечивалась исключительная способность выдерживать огонь противотанковой артиллерии даже на малых и сверх малых дистанциях. Однако, из-за того же бомбомёта с калибром 380 мм, возникает парадокс, несмотря на мощную лобовую броню, при попадании с малой дистанции в канал этого самого ствола, машина гарантированно лишается боеспособности.

Перегруженность. Поскольку основой был обычный «Тигр», то подвеска была рассчитана на стандартную броню «Тигра». А «Штурмтигр» был тяжелее на 10 тонн, причём в основном перегруз приходился на передние катки (помните про 150 мм лобовую броню?), что, в общем-то, и приводило к быстрому выходу из строя подвески. А сложность ремонта практически не позволяла совершать его в полевых условиях, только на заводе.

Боезапас. Он располагался в среднем отсеке корпуса, причём по обоим бортам. Поскольку броня по бортам оставалась такой же, как и в 1943 году, то в конце войны она уже не обеспечивала должную защищённость. Помножим это на то, что на каждом борту находилось по  шесть ракет, и получим взрывоопасную ситуацию.

Что общего между горлом, тигром и штурмом?

Пожалуй, больше тут нечего добавить. Машина получилась крайне противоречивая, вроде и калибр большой, да толку от него немного, броня имеется, но тоже так себе, а уж таскать на завод и обратно 66 тонную машину вообще мрак.
На этом, пока всё. До новых встреч!

P.S. Есть эксперты вулканологи, которые готовы рассказать нам о жерлах вулканов?