Джейм Томас, музыкант, который точно разбирается в грунте
Всем привет, неделя почти прошла, а я все еще не поучаствовал в ивенте. Непорядок. Надо срочно исправлять.
Если вы заметили, ивент почти всегда так или иначе связан с музыкой. Один только раз я просохатил пост о музыке, и заменил на гибель человечества, но сегодня твердо хочу про музыку.
Сначала я думал написать о группе Grave Digger - ну они ж точно относятся к грунту, могильщики же.
Весело, задорно - но не то, неинтересно. После них я вспомнил о группе Blues Saraceno c песней Grave Digger.
Уже лучше, но еще немного пошерстив интернет - я нашел того, о ком я бы хотел рассказать сегодня. Встречаем - Джейм Томас по прозвищу "Сынок Форд"

В далеком 1926 году в маленьком городке Иден, что в штате Миссисипи, появился на свет мальчик, которому суждено было стать настоящим самородком американского искусства. С самых ранних лет маленький Джеймс проявлял необычайный талант к творчеству. Он буквально жил глиной, которую находил на берегах реки Язу.
Представьте себе: мальчишка лепит из глины крошечные копии тракторов Ford, вставляет в них палочки вместо осей, делает колёсики – и вот уже у него есть собственная мини-тракторная коллекция! Именно эти детские забавы и подарили ему его знаменитое прозвище. «Тридцать седьмой Форд» – так его прозвали в 1937 году за увлечение тракторными поделками, а позже просто «Фордом». И знаете что? Он так проникся этим прозвищем, что даже решил включить его в свой сценический псевдоним – «Сынок Форд».
Жизнь Джеймса была непростой (учитывая, что он был негром в США, когда рабство отменили, но разделение на белых и черных цвело в полный рост - это нормально). Он рос у бабушки с дедушкой, уже в детстве начал продавать свои глиняные скульптуры. Позже, став взрослым, днём он трудился трактористом в поле, а по вечерам развлекал публику в местных джук-джойнтах – простых, но душевных заведениях, где звучал настоящий блюз.
В 1961 году, когда на его плечи легла ответственность за жену и шестерых детей, Джеймс переехал в Лейланд. Там он устроился могильщиком в похоронное бюро, но не бросил своё главное увлечение – создание скульптур. Его излюбленным мотивом стали человеческие черепа, некоторые из которых украшались настоящими зубами, а чаще – искусно сделанными из кукурузных зёрнышек.
Гитаре Джеймс учился сам, подсматривая за игрой своего деда Эдди Коллинза и дяди Джо Купера на домашних вечеринках. Позже, работая в поле, он слушал радио и совершенствовал своё мастерство. Его стиль формировался под влиянием великих блюзменов Элмора Джеймса и Артура Крудапа.
Настоящая известность пришла к Джеймсу в 1970-х годах, когда он засветился в документальных фильмах Центра Южного фольклора. Его песня «Once I Had a Car» вошла в знаменитый альбом Mississippi Delta & South Tennessee Blues. В те годы он стал настоящей звездой Миссисипи, выступая везде – от ночных клубов до колледжей, от частных вечеринок до государственных мероприятий.
В конце карьеры Джеймс активно сотрудничал со швейцарским музыкантом Вальтером Линигером. Их совместный альбом Gateway to the Delta получил широкое признание. Фильм с тем же названием даже победил на Фестивале искусств в Миссисипи!
Джеймс Томас ушёл из жизни в доме престарелых в Гринвилле, оставив после себя богатое творческое наследие. Его похоронили на кладбище Bogue Cemetery в Лейланде. Память о нём живёт не только в его скульптурах и записях, но и в сердце его сына Пэта, продолжающего дело отца.
Даже после смерти Джеймса его творчество не перестало привлекать внимание. Была организована персональная выставка «Дьявол и его блюз», а критики продолжали восхищаться его уникальным стилем. Как писал известный музыкальный критик Джон Парелес, песни Томаса – это «тщательно подобранные, непревзойденные фрагменты: гитарная трель, образцовая вокальная линия, синкопированный аккорд, мрачный смешок».
Джеймс «Сынок Форд» Томас навсегда останется одним из последних великих блюзовых музыкантов Миссисипской дельты, чей талант и искренность продолжают вдохновлять новые поколения музыкантов.
Комментарии