Смех, юмор, позитивные эмоции – это всё необходимо человеку, даже когда жизненные обстоятельства не складываются так, как бы нам хотелось. Только на моей памяти и то, что смешно, и то, как это подать публике, менялось несколько раз. Сейчас в мире цифры и постмодерна мы всё дальше и дальше от простых форм смешного. С одной стороны - да, наверное, это развитие цивилизации, с другой - утрата простых и понятных радостей цирка и балагана обедняет культурный контекст.

Возможно, я нагнетаю про культуроцид и ужасы постмодерна, поскольку память о цирке и выдающихся клоунах жива, а базовые принципы юмора остаются с нами, как  константы настройки человеческой личности.  В подтверждении этого в славном городе Курске в 2011 году поставлен памятник замечательному клоунскому дуэту Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Скульптор Игорь Минин восстановил сцену из миниатюры «Лошадки».

Великие клоуны
Великие клоуны
Великие клоуны
Никулин воевал на Ленинградском фронте в ПВО, а Шуйдин участвовал в Курской операции как командир танка
Никулин воевал на Ленинградском фронте в ПВО, а Шуйдин участвовал в Курской операции как командир танка

После войны Никулин пытался поступить во ВГИК на театральный, но получил отказ с формулировкой «из-за недостатка таланта». Шуйдин после ранений в 1944 году не смог вернуться в акробаты. В итоге они оказались в цирковой студии при Московском цирке. Первоначально Никулин и Шуйдин работали вместе в группе Карандаша на правах помощников известного клоуна. А в 1950 году создали свой отдельный клоунский дуэт. Комедийные положения большинства сценок, исполнявшихся дуэтом, были основаны на противоречии характеров образов. Никулин  — флегматичный неулыбающийся персонаж, не лишённый трогательности и наивности. Шуйдин — предприимчивый мастер на все руки, неунывающий «рубаха-парень», задира, который всё время стремится разыграть своего приятеля.