Ивент продолжается. Транспарант

Островский: Вконце 1930 – начале 1931 гг. началась работа над романом "Как закалялась сталь". Сперва Николай Алексеевич пытался писать сам: при абсолютной слепоте и неподвижности он еще мог немного двигать кистями рук. Было придумано и изготовлено специальное приспособление, почему-то названное "транспарантом". В верхней части картонной канцелярской папки были проделаны параллельные прорези шириной в 1 см., по которым можно было писать, не давая строчкам набегать друг на друга. В транспарант вкладывалось 15-20 листов чистой бумаги. По воспоминаниям, Николай Алексеевич "работал по ночам, когда в доме наступала тишина. Каждую страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Утром пол был завален листами бумаги, исписанными неразборчивым почерком" Мы собирали их, складывали в папку, а вечером, возвратившись с работы, переписывали.
Так работал сравнительно недолго: воспалились суставы рук, начались нестерпимые боли. Пришлось перейти на диктовку".
В романе "Как закалялась сталь" позже будет сказано, с каким трудом давалось каждое слово: "Скованный узкой полоской транспаранта, иногда не выдерживал – бросал. И только в безграничной ярости на жизнь, отнявшую у него глаза, ломал карандаши, и на прикушенных губах выступал капельки крови".
А Сам Николай Алексеевич писал в одном из писем (Р.Б. Ляхович от 28 мая 1931 г.): "Я взялся за непомерно тяжелый труд. Все против меня, но за меня моя ослиная упрямость".
При помощи этого транспаранта Н.А. Островский писал I часть романа "Как закалялась сталь" в Москве в 1930-1932 гг.

Я честно, не представляю, как это можно так творить, в черноте, в слабости, писать чтобы было! Реально гвозди бы делать из этих людей. Просто представьте, Вы можете не знать про, что Роман, но вы знаете, что был Павка Корчагин, Вы знаете название Романа...
А ведь Островский, жег!
«В 15 лет втайне от родных ушел добровольцем на Гражданскую войну,— вспоминала его племянница.— Воюя с белополяками в бригаде имени Котовского, Николай был дважды тяжело ранен. Осколком снаряда был задет мозг, в результате дядя перестал видеть правым глазом, при этом шутил: "Целиться можно и левым". По состоянию здоровья ему пришлось уйти из армии. Николаю было в то время 16 лет»,— вспоминает его племянница. В 1919 году Николай Островский вступил в комсомол"
Островский начал испытывать нарастающие боли и отеки, симптомы усиливались с каждым днем. Он был вынужден уехать обратно в Шепетовку, чтобы находиться под присмотром матери и сестер. Во второй половине 1922 года врачебная комиссия признала 18-летнего Островского инвалидом второй группы. Он не мог смириться с диагнозом, писал в дневнике: «Лучше пулю в лоб, чем оставаться калекой!»

Роман, столкнулся и с разгромными рецензиями, и болью автора, но он смог его продвинуть, и достиг успеха!

Как закалялась сталь» стал самым тиражируемым советским произведением — к 1986 году роман был издан 536 раз; в общей сложности напечатали 36 млн экземпляров. Все это время произведение изучалось советскими школьниками, которым Павку Корчагина представляли как идеал, на который нужно равняться..
Нужно ли читать роман? Да. Это и вправду интересно.
Мира вам, и новых знаний!
Комментарии