Я не колдун, я знахарь!
А я – томат, теме ивента рад!
И хочу поднять тему о неверности тезиса “книга – наше всё, лучше книгу почитай, чего в своих тырнетах сидишь”. Книга – это всего лишь способ оформления и передачи информации, а эта самая информация может быть абсолютно какой угодно, о чём я и хочу поговорить. Вообще хотела другой пост написать, про фольклор непосредственно, но ладно.

В общем, я была тем самым ребёнком, который “лучше книжку почитай”, причём совершенно самостоятельно предпочитала именно книги, пока взрослые там где-то тусуются. И у одних наших знакомых в их личной библиотеке были книги некоего Александра Аксёнова, якобы знахаря откуда-то из Донбасских краёв, который был на короткой ноге с самими Христом и Богородицей, про всяких там обыкновенных святых я даже не говорю.
Собственно, название статьи аналогично названию книги (их даже было несколько). И в ней якобы знахарь рассказывает страшные тайны мироустройства. О боги, вы не поверите, но в детстве, особенно когда вокруг атмосфера суеверий так и цветёт, даже было страшно жить после прочтения.
В общем, в народной славянской культуре знахари и колдуны действительно противопоставляются, но не всегда, не везде и не очень сильно. Вот Аксёнов пишет, что “самой сильной по колдовству считается Донецкая область, за ней Ростовская, а потом – Москва”. Ок, а вот тоже “известная литературная целительница” Наталья Степанова утверждала в своих книгах, что сибиряки самые сильные. Тут должен быть видос с озвучкой Emerald Weapon. :) Буквально всяк кулик своё болото хвалит. Вообще можно и по книгам Степановой пробежаться, там тоже много весёлого наворотила редакция, которая эту самую Степанову и придумала.

Так вот, Александр Алексеев утверждает, что для него слова “колдун/ведьма” являются синонимами слова “убийца”, а он, конечно, не такой, он знахарь и работает от Бога! При этом он осуждает тех, кто неверно считает, что “чёрные” и “белые” колдуны якобы по разные стороны: в его мироустройстве чёрные колдуны только вершат зло, а белые – и вершат и могут снимать порчу.
Очень много в его книге "реального мироустройства" так называемого духовного четвёртого измерения.
Честно говорю, я поленилась посчитать уравнение с несколькими неизвестными, вот как вы думаете, если пекло (это, внезапно, по мифологии Аксенова, место внутри ада, а не сам ад вообще) площадью 1200 кв. км (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО), на момент издания книги автор сообщает, что в аду приблизительно 5 миллиардов душ, в самый большой котёл вмещается до 300 душ, то сколько там вообще котлов, и сходится ли арифметика? К тому же, меня лично смущают 5 миллиардов. Получается, за всё время существования человечества Господь отправил в ад только 5 миллиардов, остальные, видать, в раю. Что ж, авраамические религии продвигают мысль, что Бог милосерден, в целом, подходит. 🙂
В издании “Полная книга знахаря” напрямую говорится: “Посмотрите, сколько у народов мира сказок, легенд, преданий о нечистой силе, ведьмах и колдунах. Я поставил себе задачу выяснить, где в них правда, а где – вымысел. И как археологи нашли древнегреческую Трою по легендам и сказаниям, так и я стал отталкиваться от преданий народа. Изучил быт, обычаи, традиции, обряды, народную медицину, философию, мировоззрение людей и, наконец, религию…” Ну… Я бы сформулировала проще: “Я взял 100500 быличек, приправил их собственной фантазией и современными городскими легендами, кушайте, не обляпайтесь”.
“До Рождения Иисуса Христа у людей не было закона Божьего и заповедей Блаженства. Их роль выполняли притчи Соломона. В них предлагаются истины – главным образом религиозного свойства, разнообразные правила практической мудрости, благоразумия и благоповедения в жизни религиозно-нравственной, общественной, семейной, трудовой, хозяйственной.” Ага, да, ведь люди – это только Древний Израиль, остальных в природе не существовало. И вообще, все евреи, потому что Иисус Христос был евреем – на полном серьёзе так говорила моя покойная тётушка, упорно не замечавшая факта, что она совершенно точно от Иисуса Христа не происходит. (Кстати, я говорила, что я из семьи потомственных ведьм? Вот где надо зарабатывать, а я… Эх. :)
Дальше в той же книге Аксёнов утверждает, что “в области, где есть черти и бесы, я работаю не один год” – я так и не поняла, он всё-таки изучал предания и культуры или на практике узнал, сколько метров в дьяволе, сколько квадратных километров в пекле и у кого какая аура с какими рожками.
Среди других у меня возник один очень важный вопрос, на который я не могу найти ответа. Почему Аксёнов считает, что дьявол – это одно, владыка ада и всё такое, к тому же, по его мифологии, дьявол ещё и кого-то там создавал, в смысле, некоторых бесов. Неправославно, товарищ, хотя он и пытается везде выпятить свою веру. Так вот, почему у него при этом ещё есть отдельные персонажи по имени Сатана, Люцифер и Денница? Ладно ещё они с дьяволом не совпадают, но Люцифер и Денница? Серьёзно? Дядь, это одно и то же имя одного и того же персонажа на разных языках…
О, кстати, если смотреть именно “Полную книгу знахаря”, там всё-таки упоминается Сибирь, как место, насыщенное нечистью. :) Это он про гнус, что ли?
Я даже пересказывать не могу, просто почитайте эту историю. И монах почему-то лечит фольклорным текстом, а не православной молитвой. Имена, кстати, бесам он постоянно такие угарные даёт. Ну вообще не сочетается с тем, что он говорит. Ладно ещё Васька, допустим, бес решил назваться от греческого слова “правитель”. Но Фенька и Сонька? В книге “Я не колдун, я – знахарь” была ещё какая-то любимая дочь сатаны (он пишет это с маленькой буквы, потому что это якобы титул) то ли Грация, то ли Красота (?!). Не помню, поскольку не достала полный текст книги. Да ещё и номера у них в именах бывают.
“Глава нечистой цивилизации – дьявол, который ранее был одним из самых сильных и светлых ангелов у Бога и которого называли Денницей. Но Денница не захотел любить Бога, исполнять волю Божию, а захотел сам стать Богом. Денницу поддержала третья часть ангелов. Во время битвы в небе дьявол и его ангелы были свергнуты с неба. На земле, в четвертом измерении, дьявол создал чертей, бесов и другую нечисть. Так появились жители четвертого измерения.” Это говорится в “Полной книге знахаря”. В “Я не колдун, я – знахарь” говорится, что дьявол выглядит как Змей Горыныч, приводятся измерения в метрах (как вообще Аксёнов проверял всю информацию, что выдаёт, “его личная тайна”. Полагаю, метры на глаз определял?), сообщается, что у дьявола шесть крыльев по три с каждой стороны, каждое крыло находится прямо под другим. Я чего-то не понимаю в анатомии, извините.
У сатаны же, например, левый глаз зелёный, правый – чёрный. Зелёный цвет функционален (якобы помогает хорошо видеть ночью, лолшто), а чёрный “означает чёрные силы”. Ну вы поняли, да, что это явно списано с Воланда? Но на всякий случай потом по тексту Аксёнов утверждает, что Булгаков явно контактировал с сатаной, поэтому хорошо его описал, да и вообще душа писателя в аду. Простите, в пекле. Ведь это разные места, а ещё геена огненная тоже отдельно. У Аксёнова, кичащегося своим православием, ад состоит из девяти кругов (надо ли здесь пояснять, что это концепция, получившая в католицизме широкое распространение аккурат после Данте?).
И давайте непосредственно к колдунам и ведьмам. По мифологии Аксёнова, это люди, подписавшие контракт с нечистой силой. На духовном уровне у них меняется рост, вырастают рожки и хвост. Больше всего мне нравится, что он противопоставляет молитвы, мол, у людей главная молитва “Отче наш”, а у нечистых “Чёрный ворон, чёрный конь”. Во-первых, где полный текст, а во-вторых, кому и зачем они молятся-то?!

Как и в славянских верованиях, по Аксёнову ведьмы и колдуны умеют обращаться в животных, определить их можно примерно так же, как и по поверьям. Заниматься колдовством может кто угодно, порча наводится в том числе подселением духа ведьмы/колдуна или беса в человека. Помните мем про "из меня утром вышла черепаха"? У Аксёнова на полном серьёзе в порченом человеке могут жить змеи, лягушки, головастики...
Аксёнов также утверждает, что изучал старинные рукописи и всё такое. Здесь лично у меня большие вопросы к человеку с вроде бы техническим образованием – и каким же образом ты их читал, дядь? Ну отличаются и почерки разных времён, и сам язык, и способ написания. Например, если брать реально “старинное” допетровское что-то – так там же даже пробелов не было, как ты это всё читал без знания грамматики, лексики старой версии языка, разбирал почерки? Как разделял на слова?
Что-то там он упоминает про знания двухтысячелетней давности. Во-первых, это не так уж и давно по историческим меркам, а во-вторых, опять же, откуда тебе известно? Неужто знаешь древневосточные языки?
Любимую многими эзотериками мантру про живую воду, а также воду с памятью и вот это вот всё Аксёнов тоже стороной не обходит. В общем, тот, кто это писал и редактировал, хорошо знал, где брать фольклорные тексты (и как выдавать их за свои личные истории).
И в чём, собственно, проблема?
А проблема в том, что там не просто стащены былички из разных регионов, и представлены как реальные письма реальных людей, так ещё и даются медицинские советы, которые могут попросту оказаться вредными!
В общем, не всякая книга – благо, даже если в ней мешанина из разных иногда даже интересных источников.
Комментарии