В Свердловской области есть город Асбест, в котором добывают и перерабатывают волшебный огнеупорный минерал, стойкий к кислотам и щелочам. Мне довелось там недавно побывать. И впечатление одно: серые люди, серый городок. Но моё первое знакомство с этим силикатом состоялось ещё в далёком 1993 году, когда в Севастополе появился "асбестовый гроб" и последний обладатель Голубой ленты Атлантики. Мы, студенты Севастопольского "заборостроительного" института и факультета КЭК, как будущие корабелы, тоже не могли пройти мимо огромного красавца - корабля...                                                                                                                    При Украине Севастопольский Морской завод влачил жалкое существование. Поэтому заказ на демонтаж асбеста с целого лайнера был воспринят как подарок небес. В своё время этот лайнер проектировали для транспортировки двух тысяч пехотинцев. По требованию военных всё было в асбестовых панелях и элементах. Даже скатерти, матрасы, постельное белье и полотенца, не говоря уже про судовые трубопроводы и механизмы! Лайнер был полностью укомплектован и готов к рейсу. Промышленники договорились между собой и отправили лайнер нищим украинцам, чтобы выполнить требования экологов и дать шанс огромному судну на вторую жизнь. Сотни тонн асбестовых плит и оборудование кают были растащены трудолюбивыми севморзаводцами по квартирам и дачам. И сотни тонн "хранятся" по свалкам и заводским складам, отравляя Севастополь...                       

                       Примерно 50лет назад никто не знал об опасности асбеста. Этот минерал может "выстрелить" даже через сорок лет. Они прошли и мне аукается острым бронхитом и аллергиями после лёгких денег на заводской практике. Пыль стояла столбом, перчаток и вентиляции не было. Нас совсем не смущало полное отсутствие живности. Не было мышей, крыс, тараканов, которые заводятся на любом корабле или судне, как говорится, ещё на карандаше чертёжника. Глаза и лёгкие горели от красивых финтифлюшек не нашего образца. Кстати, у Севморзавода несколько площадок. И при перевозке между ними много асбеста и материалов "потерялось в пути"... Раковины, скатерти, матрасы, асбестовые панели и трубы...

Голубая лента Атлантики. Последний обладатель - лайнер Юнайтед Стейтс 
Голубая лента Атлантики. Последний обладатель - лайнер Юнайтед Стейтс 
Лайнер покидает Севастополь в 1994 году, оставив после себя сотни тонн асбеста. На демонтаже работало минимум 750 человек. Многие заболели и умерли. И этот асбест убивает до сих пор ..
Лайнер покидает Севастополь в 1994 году, оставив после себя сотни тонн асбеста. На демонтаже работало минимум 750 человек. Многие заболели и умерли. И этот асбест убивает до сих пор ..