Ну любители истории и копипасты, встречаем Шкиперский Проток. Санкт-Петербург.

Шкиперский проток — бывшая галерная гавань, проект которой был задуман ещё Петром I, а реализован Доменико Трезини. Затем назначение гавани менялось, и теперь это полузабытое и загадочное место с интересными сохранившимися постройками, по которым можно проследить историю протока.

На момент основания Петербурга в этом месте протекала речка Чёрная — одноимённая с двумя другими реками города. Пётр I увидел потенциал в этом месте, и вскоре река была преобразована в канал и спроектированы первые сооружения, необходимые для ремонта суден. Так в 1721 году появилась первая галерная гавань Петербурга.

Река Черная, помним Сашку помним...
Река Черная, помним Сашку помним...

Год спустя по проекту Доменико Трезини — одного из главных петербургских архитекторов — были построены Западный и Восточный кроншпицы. Это простые, но изящные дозорные башни в необарочном стиле. Башни сохранились до сих пор и расположены на точке слияния Шкиперского протока с Финским заливом. В Восточном кроншпице располагается музей истории спасания на водах с небольшой исторической экспозицией. Попасть в него можно по предварительной записи.

Большинство производственных помещений и караульная строились из дерева и были уничтожены при пожаре несколько десятилетий спустя.

На фото увидеть уничтоженные строения даже днем нельзя...
На фото увидеть уничтоженные строения даже днем нельзя...

Строительство возобновилось в XIX веке уже из камня. Были сооружены сараи, мастерские, склады и Караульный дом, дошедший до наших дней. Сохранилась и конструкция Парового крана, который использовался для подъёма судов.

В 1880-е годы на берегу появился пироксилиновый завод, где изготавливалось взрывчатое вещество для торпед и мин военных кораблей. Однако в Шкиперском протоке завод проработал чуть более двадцати лет, после чего производство было перемещено в район Пролетарской и вошло в состав Обуховского завода.

После этого жизнь в Шкиперском протоке постепенно затухает. Канал больше не используется как гавань, часть зданий и берега отдаётся яхт-клубу, а территория напротив — автоцентру. Тенденция сокращения промышленных учреждений, так называемого «серого пояса», в центре Петербурга наблюдается и на Васильевском острове. Территория протока постепенно становится полузабытой, не считая зоны выхода к заливу, где строится жилой комплекс.

Сюда приходят отдыхать местные жители, ведь несмотря на неблагоустроенную набережную, в этом месте определённо есть потенциал. Ведь это одно из немногих зелёных и тихих мест на Васильевском острове, где почти нет парков и выхода к заливу.

Замечательный район для маньячил... Тихо, безлюдно, нахер 
Замечательный район для маньячил... Тихо, безлюдно, нахер 

Издалека можно увидеть Восточный и Южный кроншпицы, однако попасть в них без предварительной записи нельзя, так как они находятся на закрытой территории.

59.928863, 30.227282

Караульный дом (№21) был построен в 1826 году в классическом стиле. Первоначально дом был одноэтажным, но в начале 20 века был надстроен второй этаж. Караульный дом заменил деревянную гауптвахту, появившуюся при создании Гребного канала. По этому же проекту построили Караульный дом в Адмиралтейских верфях.

Чуете? Чуете? Розгами пахнет...
Чуете? Чуете? Розгами пахнет...

Водонапорная башня (№25) использовалась для снабжения водой Пироксилинового завода. На основании из красного кирпича сооружена верхняя часть из дерева. Это необычный и выразительный пример промышленной архитектуры Петербурга конца 19 века.

Всегда мечтал жить в таком... До 30 лет а потом как подумаю про лестницы ну его нафиг
Всегда мечтал жить в таком... До 30 лет а потом как подумаю про лестницы ну его нафиг

Паровой кран (№23к2) 1854 года, использовавшийся для подъёма судов.

Ахуенная штука!
Ахуенная штука!

В доме №16 располагалась лаборатория НИИ ВМФ. Считается, что в советское время здесь шли секретные разработки радиологического оружия. Тогда же радиоактивные отходы проникали на близлежащую землю и попадали в проток, заражая воду. И хотя лаборатории уже давно нет, ещё десять лет назад люди на дозиметрах фиксировали превышение нормы в этом районе.

После этого прошло повторное очищение территории от возможных радиологических отходов, а несколько корпусов бывшей лаборатории снесли. Теперь показания дозиметров в норме.

Я спросил у трехголовой крысы правда ли про радиацию? Она сказала пиздят...
Я спросил у трехголовой крысы правда ли про радиацию? Она сказала пиздят...

На другом берегу находится пример социалистического модернизма — неприступное здание Невского проектно-конструкторское бюро.

В застеночки бюро как то сыкотно
В застеночки бюро как то сыкотно

Всем приятных вечеров по протокам истории.