Филистия (от ивритского слова "плиштим" - "захватчики") являлась конфедерацией городов на юго-западе Леванта, в которую входили города Ашдод, Ашкелон, Экрон, Геф, Газа и какое-то время Яффа.

Мне повезло, что я живу в одном из этих городов, Ашдоде. Конечно, тут масса археологических раскопок. И, конечно, есть музей, где всё это представлено. Мы воспользовались праздничными выходными и посетили его. Тем более, что он совсем рядом с домом.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Население Филистии сформировалось в основном из ханаанских племён, восходящих к бронзовому веку, с примесью индоевропейцев эгейского происхождения примерно с 1200 года до н. э. Навуходоносор II вторгся в Филистию в 604 году до н. э., сжёг Ашкелон и включил эту территорию в состав Нововавилонской империи. После этого года Филистия и её коренное население, филистимляне, исчезают из исторических источников.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Так же филистимляне известны под названием "народ моря". Это группа средиземноморских народов, начавших миграцию в условиях «катастрофы бронзового века», в XIII веке до н. э., к границам Египта и государства хеттов.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают PLST, PRŠT (условно: «пелесет»), что отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе — в филистимляне; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; и очень спорно — с Pulastya Махабхараты. Филистимляне осели на средиземноморском побережье в Ханаане, возможно, с разрешения фараона, а также в Сирии (царство Палистин). Отсюда и произошёл топоним Палестина. Часть пеласгов осталась в Эгейском регионе, где они были окончательно ассимилированы греками не позднее V в. до н. э.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Как мы видим, филистимская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры, так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере, имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Наиболее популярны узоры шашечки, зигзаги, геометрические формы, птицы. Такие же мы видим на амфорах и другой посуде Древней Греции.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Ранняя филистимская керамика, найденная в раскопках Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата, является местным вариантом позднеэлладской керамики III-го периода. Аналогичная керамика элладского типа за пределами Греции, помимо территории филистимлян, известна также в Киликии и в долине Амук.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения.

Музей культуры филистимлян⁠⁠

Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась. В руинах филистимских городов найдено большое количество пивных кувшинов, снабжённых носиками с фильтром для задержания ячменной шелухи, плавающей в свежесваренном пиве. Таким образом, филистимляне оказывали предпочтение пиву, традиционному напитку греческих воинов. Кроме пива, филистимляне изготовляли также и вино. Найденные в раскопках свиные и собачьи кости позволяют предположить, что мясо этих животных входило в обычный рацион филистимлян.

Кувшины с фильтрами
Кувшины с фильтрами
Музей культуры филистимлян⁠⁠

В первые века после миграции в Палестину филистимляне, вероятно, ещё говорили на собственном языке, глоссы которого сохранились в Ветхом Завете. Язык также, вероятно, представлен крайне скудными фрагментарными надписями. Тем не менее, уже к IX в. до н. э. филистимляне, продолжая сохранять свою этническую и культурную идентичность, перешли в основном на местный ханаанейский (западносемитский) диалект, выработав собственный филистимский семитский язык, известный также как экронский язык, на котором выполнен ряд надписей[30]. Переход филистимлян около III в. до н. э. на арамейский язык примерно совпадает с прекращением их упоминания как отдельного народа.

Воссозданная копия гончарной мастерской и пресса для выжимки оливкового масла филистимлян
Воссозданная копия гончарной мастерской и пресса для выжимки оливкового масла филистимлян

Среди божеств филистимлян самое важное место занимал Дагон — храмы, посвящённые этому богу, находились, по свидетельству Библии, в Газе (Суд. 16:23) и Азоте (1Цар. 5:1, 2). Важное место занимал и Баал-Зебуб (Вельзевул), почитавшийся в Экроне, а также богини Деркето (Атаргата) и Астарта (Аштарт).

Основание колонны храма
Основание колонны храма
Мерная чаша, найденная в древнем ашкелонском порту
Мерная чаша, найденная в древнем ашкелонском порту
Ванна для производственных нужд. Ашкелонский рынок
Ванна для производственных нужд. Ашкелонский рынок
Традиционной одеждой филистимлян являлись короткие юбки и головные уборы с плюмажем
Традиционной одеждой филистимлян являлись короткие юбки и головные уборы с плюмажем

Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например, в надписях Синаххериба (библ. Сеннахерима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.

Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.

Напоследок нам включили интерактивный стол, где можно было из черепков сложить всякие вазы и скульптуры.
Напоследок нам включили интерактивный стол, где можно было из черепков сложить всякие вазы и скульптуры.