Бабушка
Моей бабушке почти 100 лет. Уж не знаю, доведётся ли ей отметить столетие, но как бы то ни было, почти век живёт и это большой кусок времени.
Она из семьи рабочих, родилась в 1927 году, детство пришлось на довоенные годы.

В метрике отец записан, но исчез сразу после рождения, о нем ничего не знает.

В начале Великой Отечественной состояла в пожарной дружине, город много бомбили, по ночам выходила дежурить и тушить зажигательные бомбы.
Летом 1943 г переехала с мамой на хутор к своим тётушкам Аксинье и Аграфене.
Это их дореволюционная фотография, и она одна, которая подписана. В альбоме есть ещё неподписанные, но не могу с уверенностью сказать, они или нет. К сожалению, бабуля практически не видит, и узнать, кто на фото нет возможности. На фото тётушки и бабушка Василиса.

Мама пропала в том же году, была в городе на работе, и домой не вернулась. Что произошло, не знает или не хочет говорить.

После войны устроилась на завод по производству сыра (он был небольшим, колхозным). Обычная рабочая на лире и кроме того контролировала варку сыра.

Работала с 1949 по 1960 гг, до завода добираться было очень сложно, через реку. Зимой пешком, летом на лодке, пока ледоход или река не встала, головная боль, как добраться туда и обратно. Говорит, что иногда жила по неделе в лаборатории или у знакомой женщины.

Потом перешла в санаторий санитаркой, где и работала до выхода на заслуженный отдых в 1993 г.

Сухо перечислил факты, и почти сто лет вместились в короткий очерк. Понимаю, получилась совсем не героическая жизнь. Я не могу рассказать (потому что не знаю), а она всегда молчит, насколько было тяжело после войны с двумя малолетними детьми. Моя мама (её дочь), вспоминала, что при рождении второго ребёнка (отца не было), тётушки плакали, и говорили, смогут ли потянуть. Я знаю по оговоркам, ее коробят напоминания, что дети безотцовщины. И по тем же огововоркам, слышал, дети от разных мужчин. Сейчас мозгами осознаю, какой был дефицит мужского населения и найти мужа было крайне сложно. И я благодарен её выбору в пользу продолжения рода.
По словам мамы, жили на хуторе до 1961 г, не было электричества, радио. Может быть от этого её любовь к песням, которые она и сейчас часто поёт. Переехав в дом (купили сообща) увидели блага цивилизации. Деревня в которой жили, находится от санатория, где работала в 5 километрах, летом на велосипеде, зимой пешком. У меня из воспоминаний о той деревне - ирга, много друзей, река текущая ниже деревни, запеканка картофельная и простенькие печеньки из печки, украшеные уколами вилки.
Квартиру от санатория дали в 1983 г. Никогда не жаловалась, я и сейчас не слышу от неё жалоб о плохой жизни. Молчит, как партизан))). Ещё два года назад вязала крючком, в последнее время конечно уже простенькие вещи. Раньше видел скатерть, накидки на подушки, покрывало. Большие, объёмные и красивые.
Супы ест любые, на второе в основном каша. Все недосоленное (тоже соленое не очень).
Умывается интересно, каждый палец в воде как бы массажирует, вытирает так же. Лицо очень тщательно моет, полотенцем растирает по несколько раз.
Если Вы дочитали, и у Вас возник вопрос, к чему я это... Ну, наверное хочется записать, показать фотографии. Не так давно, в комментариях один человек истерил о том, что он приходит на пикабу за развлекательные контентом и говно истории здесь не нужны. Не понимаю, этого, ну не нравится, перелистывай дальше и не забивай голову...
Это о моей бабушке со стороны отца [Бабуля].
В альбоме есть странная для меня фотография. Две женщины в чудных халатах, валенках, а съёмка студийная. Что за халаты, какой год, ничего не подписано.

Дай бог Вам и Вашей родне здоровья!
Всего хорошего!
Комментарии