Добрый день!
Думаю все прекрасно знают, что горизо́нт (др.-греч. ὁρίζων — буквально: ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью (есть ещё различные виды горизонтов и не мало, но мы пока остановимся на видимом). Так вот, для перемещения по поверхности Земли нам в общем-то не принципиально видеть горизонт, а вот если мы поднимемся в воздух, то тут дело меняется с точностью до наоборот. Видеть горизонт очень важно для пилотов, т.к. он является главным ориентиром в небе, точнее сказать, если пилот видит горизонт, то он понимает как именно он летит с креном или нет, набирает ли он высоту или снижается. Согласитесь, что количество взлётов и посадок должно быть одинаковым? Но что делать, если горизонта не видно? Облачность, например, или иные погодные условия могут значительно ухудшить видимость, вплоть до полной потери. Согласитесь, что количество взлётов и посадок должно быть одинаковым?
Тут на выручку приходит замечательный прибор авиагоризонт.

Авиагоризонт (АГ(ЗИ)) с дополнительными индикаторами скольжения и директорными планками. Угол крена считывается сверху.
Авиагоризонт (АГ(ЗИ)) с дополнительными индикаторами скольжения и директорными планками. Угол крена считывается сверху.

Собственно что он показывает? Всё верно, он показывает углы крена (на правый или левый борт) и тангаж (подъём или опускание носовой части). Этот прибор является одним из важнейших при управлении летательным аппаратом (далее ЛА), что называется "по приборам".

Вариантов исполнения достаточно много, но разделить их можно на три типа индикации и два вида физического исполнения.
Типы индикации:
1. Вид с воздушного судна, так же называют прямой индикацией. В некоторых источниках применяют термин "западная индикация" АГ(ЗИ).

Как видно ЛА обозначен схематично, а ориентация ЛА происходит фоновым изображением, относительно ЛА. Чаще применяется на судах иностранного производства.
Как видно ЛА обозначен схематично, а ориентация ЛА происходит фоновым изображением, относительно ЛА. Чаще применяется на судах иностранного производства.

2. Вид с земли на воздушное судно или обратная индикация. Так же называют "российская индикация" АГ(РИ).

Здесь, как можно видеть, ориентация ЛА, происходит относительно неподвижного горизонта. Подобные авиагоризонты (АГ) чаще применяются на отечественных судах.
Здесь, как можно видеть, ориентация ЛА, происходит относительно неподвижного горизонта. Подобные авиагоризонты (АГ) чаще применяются на отечественных судах.

3. Комбинированный вид.

В этом варианте ориентация ЛА по тангажу происходит как в варианте № 1, а вот угол крена, как в варианте № 2.
В этом варианте ориентация ЛА по тангажу происходит как в варианте № 1, а вот угол крена, как в варианте № 2.

История АГ довольно длинная, первый был изобретён в США в 1929 году, а в 1930-х стал распространяться по всему миру. В СССР же пользовались двумя приборами простеньким авиагоризонтом и креноскопом, правда 1959 году их объединили в один АГД-1 (Д — означает «дистанционный»).

АГД-1. <br>Дистанционные АГ как правило электро-механические.
АГД-1.
Дистанционные АГ как правило электро-механические.

Итак, именно благодаря этому прибору пилот может ориентироваться в пространстве, даже при отсутствии визуальных ориентиров.

Виды физического исполнения:
Автономный (измерительный блок и блок индикации находятся в едином корпусе) чаще устанавливается в ЛА малой авиации (т.е. лёгкие воздушные суда и вертолёты), может иметь отдельную батарею, которая позволяет работать прибору даже после отключения питания (например, если генератор вышел из строя).
Дистанционный (измерительный прибор и индикатор представляют из себя два разнесённых блока) же в виду того, что позволяет размещать измерительный прибор максимально близко к центру масс (а это положительно сказывается на точности прибора), применяется в более массивных, быстрых и манёвренных ЛА.

Вот в качестве примера наисовременнейший АГ(ЗИ) (автономный GI 275, верхний ряд, посередине), как видите, тут уже и графоний добавлен и много дополнительных данных. Кстати слева снизу расположен указатель скольжения с углом крена и он показывает, что крен в данном случае правый, а если снова посмотреть на АГ, то становится понятно, почему даже для высококвалифицированных летчиков пилотирование по приборам АГ(ЗИ) затруднительно, а в некоторых случаях приводит к потере ориентации в пространстве.
Вот в качестве примера наисовременнейший АГ(ЗИ) (автономный GI 275, верхний ряд, посередине), как видите, тут уже и графоний добавлен и много дополнительных данных. Кстати слева снизу расположен указатель скольжения с углом крена и он показывает, что крен в данном случае правый, а если снова посмотреть на АГ, то становится понятно, почему даже для высококвалифицированных летчиков пилотирование по приборам АГ(ЗИ) затруднительно, а в некоторых случаях приводит к потере ориентации в пространстве.

С важностью прибора вроде разобрались, с классификацией тоже, а как он собственно работает?
Тут уже малость посложнее будет. В основе первых АГ лежали гироскопические датчики, в современных же используются гировертикали, которые представляют из себя гиростабилизированную платформу. Если максимально упростить, то можно сказать, что два гироскопа (один отвечает за измерение крена, а другой за измерение тангажа) прикрутили к одной платформе, благодаря чему данный прибор позволяет уловить малейшее отклонение от истинной вертикали, а точность у них составляет порядка пяти минут.
Теперь придётся про минуты рассказывать? Вот картинка, должно быть понятно.

Окружность поделена на 360 градусов. Каждый градус (для примера выделил один, красным цветом), в свою очередь, делится на 60 минут (да, да поделите этот крошечный отрезок на 60 частей), в каждой минуте 60 секунд (надеюсь все знают), секуды делятся на миллисекунды и.т.д.
Окружность поделена на 360 градусов. Каждый градус (для примера выделил один, красным цветом), в свою очередь, делится на 60 минут (да, да поделите этот крошечный отрезок на 60 частей), в каждой минуте 60 секунд (надеюсь все знают), секуды делятся на миллисекунды и.т.д.

Как видите, приборы весьма чувствительные и точные. Собственно как только меняется (по той или иной причине) угол крена или тангажа, то измерительная часть прибора посылает электрический импульс на индикатор (и другие системы ЛА), а тот в свою очередь переводит этот сигнал в видимые показатели.

Кстати не могу найти где именно читал, но в последнее время электромеханические гироскопы всё чаще заменяются на оптические и лазерные гироскопы, а перспективной разработкой являются квантовые гироскопы.
За сим извольте откланяться, итак уже простыню накатал. Как обычно будут вопросы, задавайте, вместе интересней разбираться.