Классная песня про Горизонт
Временами, поднимаю голову от своего труда, надеясь, что стану когда-нибудь человеком, смотрю посты про ивент и тоже хочу в эту движуху...
Вот только про что рассказать?
И темы есть классные, вот только их проработка всё же требует времени, а его нет.
Поэтому пост будет, пусть не такой как мои предыдущие посты и даже не такой какой я задумывал в своей голове, но всё же будет.
Я всегда в ивентах стараюсь охватить музыкальную тему и всегда там есть настоящие рокенрольщики.
Вот он, наверно один из них.
В Википедии написали, бард, а какой он бард?
Родись он на пол века позже, он бы стал самым отбитым панком, с алкоголем, наркотиками, ва так же яркой и искренней любовью. С текстами песен, цитаты из которых словно в граните, выбиты в моей памяти. С ролями в кино, за которые его до сих пор превозносят.
Он умел жить максимально ярко!
Я это всё про него...
Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).
Как поэт Высоцкий реализовал себя, прежде всего, в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла в несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы — складываться в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия.
Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).
Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен.
При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский). Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству. По некоторым оценкам, Высоцкий, занимающий одно из центральных мест в истории русской культуры XX века, «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений».
С 1987 по 1992 года на 21 диске фирмой «Мелодия», была выпущена серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого», которая является одновременно и первым, и самым крупным изданием музыкального материала.
Вот именно эту коллекцию, мои родители и покупали. Целиком коллекцию собрать не удалось, так как в 1991-1992 годах приходилось выбирать, или кушать, или слушать. Но первые 16 или 17 были приобретены. Так что песню про "Горизонт.", изданную в 9 сборнике, я точно слышал, ещё не в интернете.
«Горизонт». Одна из тех песен, что заставляют остановиться и задуматься: куда ты летишь, человек? Все ли в порядке и какие цели перед тобой? Что на кону и стоит ли цель тех усилий?
Я хочу вам спеть песню, новую песню совсем. Она родилась по ночам совсем недавно. Вот. Может быть, в связи с тем, что у меня была премьера «Гамлета». Я играл Гамлета, и у меня такие серьезные настроения. В связи с этим такая серьезная песня. Песня называется «Горизонт». (Москва, Радиотехнический институт Академии наук СССР (РТИ АН СССР). Концерт 02.12.1971).
Пока готовился написать этот пост, нашел, целых три отдельных научных работы, с трактовками слов этой песни:
- Изотов В.П. брошюра "В.С. Высоцкий, «Горизонт»: построчный комментарий" Орел, 1999
- Томенчук Л. Я. статья "Я жив! – снимите черные повязки" в IV выпуске альманаха "Мир Высоцкого", 2000 г.
- Заславский О.Б. статья "За горизонт" в сборнике "Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг." (Воронеж, 2009).
Люди изучают, размышляют, в чём-то сходятся, а в чём-то нет, пытаются разобраться что же имел в ввиду в своих строках Владимир Семёнович.
Некоторые вещи признаются однозначными. Как те самые отсылки к Гамлету, про которые говорит Владимир Семёнович в подводке перед песней.
Я жив, снимите черные повязки - в прологе к спектаклю актеры выходят на сцену, снимают с рукоятки меча висящие там черные траурные лоскуты, повязывают на рукав себе и друг другу, готовятся к тому, чтобы вот сейчас играть спектакль. Это пример явных отсылок.
Но есть отсылки и неявные: мотив трудного выбора между спокойной сытостью и смертельным риском, все то же сакраментальное "Быть или не быть".
А ещё в этой песне есть отсылки к предыдущим работам Высоцкого.
Вот слова песни...
[Пусть] плавится асфальт, протекторы кипят,
Педали тормозов я предаю забвенью.
Я голой грудью рву не ленту, а канат,
Что призван был прервать моё движенье.
А вот фотография 1967 - спектакль "Пугачев".
Наверно нужно текст песни привести
"Горизонт" (
Чтоб не было следов, повсюду подмели…
Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте:
Мой финиш — горизонт, а лента — край земли,
Я должен первым быть на горизонте!
Условия пари одобрили не все
И руки разбивали неохотно —
Условье таково: чтоб ехать — по шоссе,
И только по шоссе — бесповоротно.
Наматывая мили на кардан
И еду параллельно проводам,
Но то и дело тень перед мотором:
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.
Я знаю, мне не раз в колёса палки ткнут.
Догадываюсь, в чём и как меня обманут.
Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут
И где через дорогу трос натянут.
Но стрелки я топлю — на этих скоростях
Песчинка обретает силу пули,
И я сжимаю руль до судорог в кистях —
Успеть, пока болты не затянули!
Наматываю мили на кардан
Я еду в направленье к проводам.
Завинчивают гайки… Побыстрее! —
Не то поднимут трос, как раз где шея.
И плавится асфальт, протекторы кипят,
Под ложечкой сосёт от близости развязки.
Я голой грудью рву натянутый канат!
Я жив — снимите чёрные повязки!
Кто вынудил меня на жёсткое пари —
Нечистоплотны в споре и расчётах.
Азарт меня пьянит, но, как ни говори,
Я торможу на скользких поворотах.
Наматываю мили на кардан
Назло канатам, тросам, проводам.
Вы только проигравших урезоньте,
Когда я появлюсь на горизонте!
Мой финиш — горизонт — по-прежнему далёк,
Я ленту не порвал, но я покончил с тросом —
Канат не пересёк мой шейный позвонок,
Но из кустов стреляют по колёсам.
Меня ведь не рубли на гонку завели —
Меня просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел — там, на краю земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?»
Наматываю мили на кардан.
Я пулю в скат влепить себе не дам.
Но тормоза отказывают… Кода!
Я горизонт промахиваю с хода!
1971 г.
И конечно сама песня в исполнении автора...
На этом всё, каверов нет. Да и самому мне приходится вернуться к работе.
А с вами про горизонт, в поэзии Высоцкого,
разбирался dewqas
Комментарии