"Все совпадения неслучайны" (2024) – драматический мини-сериал о разрушительной силе книжного слова

"Все совпадения неслучайны" (2024) – экранизация книги, поэтому формат из 7-и серий подходит идеально. Все их снял режиссер Альфонсо Куарон, обладатель Оскаров за фильмы “Гравитация” и “Рома”. Стоит еще вспомнить, что он стоял у руля “Узника Азкабана”, которую многие поттероманы считают лучшей частью, и конечно великолепный постапокалипсис “Дитя человеческое”.

***
Сюжет
Успешная тележурналистка обнаруживает, что она является центральным персонажем романа, раскрывающего тайну, которую она пыталась скрыть. Это история холодной мести, в которой привычная жизнь героини разрушается, а окружающие отворачиваются от нее, не желая даже выслушать.

***
Визуал
В первую очередь отмечу красоту кадра: за камерой легко угадывается Эммануэль Любецки (в паре с Брюно Дельбоннелем), с которым Куарон уже не раз работал. Его стиль выдает широкоугольный объектив и изобретательные движения камеры. Глаза оператора хитро улавливают капли на стекле, лучи закатного солнца и остальные детали настолько эстетично, что не хочется упускать ни секунды. А работа с цветом кажется очень продуманной: лондонские серые будни будто отражают текущий кризис героини, а солнечные и яркие кадры напоминают о ностальгическом отпуске в Италии. В-общем, операторская работа здесь близка к идеалу.

***
Стиль повествования
На первых сериях я был настроен скептически: казалось, что вся эта красота скрывает огрехи режиссуры или сценария. Повествование идет в очень запутанном хронологическом порядке, что выгодно в полном метре, но в формате сериала немного утомляет.

Но конечно же такой порядок сцен не спроста – он хитро манипулирует ожиданиями и чувствами зрителя. И как в лучших сериальных проектах последнего времени (“Грызня”, “Олененок”, “Слово пацана”), с каждой серией взгляд зрителя на персонажей будет меняться кардинально. Частый закадровый голос, озвучивающий мысли персонажей, поначалу кажется типичным дешевым приемом для экранизации книги (в кино нужно показывать, а не рассказывать!), но этот прием выводит эмпатию на какой-то высший уровень. Не в каждом проекте получается залезть героям так глубоко в голову, делая их очень живыми.
***
Актеры
Бланшетт уже давно доказала, что является одной из лучших актрис современности. Здесь она работает в полную силу, показывая сильную женщину на грани нервного срыва – смотришь на нее и понимаешь, что даже стоя перед пропастью, она будет бороться до конца.

Чего не скажешь про персонажей мужчин: Саша Барон Коэн, да и Кевин Клайн показали очень разных, но ведомых мужей, а нервозный сынок в исполнении Коди Смит-Макфи вызывает ассоциации с Эзрой Миллером в “Что-то не так с Кевином”.

Впечатлила Лесли Мэнвилл – ей как и в “Призрачной нити”, удалось показать неприятную личность, которая способна и вызвать сочувствие, и смести всех вокруг.

Ну а молодой состав украшает кадр: Луис Патридж и Лейла Джордж показали одну из самых эстетически красивых сцен секса, что я видел, а завершает список милаха Чон Хо-ён из “Игры в кальмара”.

***
Итог
Я не был готов, что “Дисклэймер” выводит за эмоции так вкрадчиво и незаметно, вводя в финале в настоящий катарсис. Очень многие темы во мне отозвались внутри, вызвав какие-то личные флэшбеки. История говорит об обществе, готовом разорвать любого из-за потерянной репутации; о браке и важности абсолютного доверия партнеров; о мести и ее разрушительной силе для самого мстящего; о детской травме, способной привести к депрессии и зависимости; но в первую очередь он говорит о материнской любви – которая, с одной стороны, способна стать единственным оставшимся стимулом бороться, а с другой – даже убить. А после “Ромы” и “Дитя человеческого” мы уже знаем, что материнство – главная тема в работах Альфонсо Куарона, поэтому кажется более подходящего кандидата на пост постановщика для этого проекта не найти.
***
Моя оценка: 8,5/10

Комментарии