Проприетарные эпонимы или как народ слова крадет.
Прежде чем перейти к удивительным примерам проприетарных эпонимов, давайте разберемся, что означают эти слова. Проприетарный — основанный на частной собственности и на идее коммерческого использования авторских и иных прав. Проще говоря принадлежащий не вам. Эпоним (от греч. ἐπώνῠμος — давший имя) — лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или другие имена собственные. .
Существует две категории имен существительных: имена собственные и нарицательные. Имена собственные – это чья-то собственность, то есть они должны кому-то принадлежать, иметь своего хозяина. А значит, в эту категорию попадают имена людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, торговых марок и прочие. В свою очередь имена нарицательные – это такой вид имен существительных, которые обозначают или называют категорию предметов, явлений, существ и прочих объектов, не указывая на что-то конкретное. Например, слова «предметов», «явлений», «существ» и «объектов» в предыдущем предложении – это как раз и есть нарицательные имена существительные..
Теперь совмещаем смысл обоих слов и получается, что проприетарный эпоним - это имя какого-либо бренда, вошедшее в лексикон, как обычное слово..Примеры проприетарных эпонимов:
...
ФЕН — прибор для сушки волос подогретым воздухом.Происхождение слова «фен» связано с немецкой маркой Fön, зарегистрированной в 1908 году производителем электрооборудования компанией AEG и ссылающейся на тёплый альпийский ветер фён.

***
.
ФЛОМАСТЕР (Flo-Master) - инструмент для письма с пористым наконечником изобрела немецкая компания. В СССР японцы поставляли инструменты именно фирмы Flo-Master. Фирмы уже давно нет, но слово осталось.


***
ТЕРМОС (Thermos) - компания Тhermos-Gesellschaft m.b.H. производит теплоизоляционную посуду. Бутылки от компании Тhermos-Gesellschaft стали настолько популярны, в середине 20 века, что во многих странах слово термос вошло в лексикон, как определение теплоизоляционной посуды.


***
СКОТЧ (Scotch) - бренд слился с понятием и мало кто помнит его корни. Scotch — это торговая марка компании 3M. Под этим названием изначально продавалась только их фирменная клейкая лента. Но теперь «скотчем» называют любую липкую ленту. Компания 3M столкнулась с типичной для таких случаев проблемой: её продукт перестали воспринимать как что-то уникальное. Название прижилось, но уже не бренд, а как удобное слово. Однако 3M удалось избежать полной юридической потери товарного знака, потому что они регулярно напоминают: настоящий Scotch — это их продукт.


***
КСЕРОКС (Xerox) - часто используется как глагол. Сделать ксерокопию, "отксерить" значит сделать дубликат в копировальном аппарате. А если этот аппарат например фирмы Самсунг… то всё равно отксерить).
Это как заявиться на тест драйв БМВ и весь тест кататься на Ауди.
Компания Xerox запустила международную инициативу, призывая журналистов и бизнес использовать фразы вроде "сделать копию с помощью аппарата Xerox".


***
ПАМПЕРС (Pampers) - один из известных всему миру эпонимов. Люди называют "памперсами" любые подгузники и даже для взрослых. Производитель детских одноразовых подгузников P&G (владелец Pampers) разъясняет аудитории что "Pampers" — это конкретный бренд с уникальным качеством, а не просто подгузники в общем. И настаивает на корректном употреблении названия бренда в СМИ - в единственном числе и с большой буквы.

***
АКВАЛАНГ (Aqualung) - является зарегистрированной торговой маркой и относится исключительно к продукции французской компании Aqualung (сооснователь Жак Ив Кусто), но у нас слово стало нарицательным, обозначая любой дыхательный аппарат.

***
ДИКТОФОН (Dictaphone) - торговая марка, компании Columbia Phonograph, которая изобрела записывающее устройство. Потребители начали воспринимать Dictaphone как общий термин для подобных устройств, а не как торговую марку. Компания предпринимала усилия для сохранения своего бренда, включая юридические разбирательства для защиты прав на название. Но бренд утратил свою эксклюзивность.8

***
ДЖАКУЗИ (Jacuzzi) - компания Jacuzzi была основана в США братьями эмигрантами из Италии.


***
КЕДЫ (Keds) - компания U.S. Rubber Company выпустила на рынок обувь под брендом Keds.

***
СЛАНЦЫ - в СССР завод "Полимер" в городе Сланцы выпускал тапки, а на их подошве делал оттиск с размером и городом производства. Так тапки стали называться сланцами.


***
ВАЗЕЛИН — общепринятая торговая марка смеси минерального масла и твердых парафиновых углеводородов (научное название петролатум)В настоящее время товарный знак «Вазелин» принадлежит компании Unilever, которая выпускает под этим брендом целый ряд других средств по уходу за кожей.

***
ДЖИП — название распространилось и на внедорожники других марок.

***
ЭСКИМО.
Название этого вида мороженого произошло от товарного знака «Eskimo Pie» («эскимосский пирожок»), известного с 1921 года, который в настоящее время принадлежит концерну Nestlé.

***
ЛЕЙКОПЛАСТЫРЬ
Продукция под товарным знаком «Leukoplast» появилась на торговых прилавках в 1921 году (при этом впервые лейкопластырь был изготовлен в 1901 году). Производился лейкопластырь фирмой Beiersdorf.В настоящее время слова пластырь, медицинский пластырь и лейкопластырь являются синонимами.

***
ОДЕКОЛОН
Eau de Cologne — «кёльнская вода», духи, созданные итальянским парфюмером Йоганном Марией Фарина, и ставшие общим обозначением для всех духов с лёгким ароматом.


***
Ну и хватит пожалуй проприетарных эпонимов , хотя их осталось еще очень много. Пока собирал информацию, нарвался еще на одну забавную тему. Наверное скоро поделюсь.
Комментарии