Триремы — боевые корабли с тремя рядами весел — стали основой военно-морской мощи древних средиземноморских держав в VI-III веках до н. э. Название происходит от латинского "triremis" — "трехвесельный", хотя точнее было бы сказать "трехрядный".

© pinterest.com
© pinterest.com

Эти узкие и маневренные суда длиной около 35-40 метров имели уникальную конструкцию: 170 гребцов располагались в три яруса, причем весла верхнего ряда были длиннее нижних. Это позволяло триреме развивать скорость до 7-9 узлов (13-16 км/ч) на коротких дистанциях — впечатляющий показатель для древнего корабля.

Главным оружием триремы был бронзовый таран на носу, часто оформленный в виде кабаньей головы, который использовался для пробивания бортов вражеских кораблей. Такой таран весил около 200 килограммов и крепился к усиленному килю корабля. Атака проводилась на полной скорости, перпендикулярно борту противника.

Афинская трирема "Паралос" могла быть непрерывно на веслах около 8 часов и покрывала за день до 80 морских миль. На борту, помимо гребцов, находились 14 морских пехотинцев (эпибатов) и 16 лучников, которые вступали в бой после сближения с противником.

Именно триремы сыграли решающую роль в Саламинском сражении (480 год до н. э.), где греческий флот из 380 трирем под командованием Фемистокла разгромил персидский флот, имевший численное превосходство. Узкие проливы между островами не позволили персам использовать свое преимущество, а маневренные греческие корабли методично таранили и топили вражеские суда.

К III веку до н. э. триремы стали уступать место более крупным кораблям — квадриремам и квинкверемам, особенно во время Пунических войн между Римом и Карфагеном, требовавших больших морских операций в открытом море.