В XIX веке отследить историю кошек намного проще: о них пишут в художественных произведениях и мемуарах, они появляются не только на лубках, но и в «большой» живописи, что говорит о том, что мышеловы окончательно перестали быть привилегией и поселились в домах и сердцах простых жителей Российской империи. Кошка становится неотъемлемым атрибутом и купца: как в доме, так и в лавке она «работает», истребляя грызунов, о чём пишет, в частности, В. Гиляровский. Более того, московская Городская дума даже издала приказ, по которому каждая лавка была обязана иметь кота. Жилось таким Васькам, конечно, вольготно.

Кошки в России

В течение столетия и художники, и писатели по-прежнему видели в кошках символ домашнего уюта и с удовольствием заводили себе питомцев; среди известных «кошатников» можно вспомнить композитора А. Бородина, художника Б. Кустодиева, писателей А. Чехова и А. Куприна.


С приходом Советской власти кошка продолжает оставаться борцом с мышами и крысами, однако сакральное отношение к кошкам пропадает – если кот разбойничал, то его могли отловить и убить (вспоминаем «Тихий Дон»), – и в целом формируется то отношение к кошкам, которое сохраняется и до сих пор: пушистики становятся скорее квартирными жителями и только кое-где в деревнях ловят мышей.


Самые известные коты того периода нам уже знакомы. Зимой 1941 года большинство котов в блокадном Ленинграде погибло, не пережили зимы и эрмитажные коты. Поэтому уже в 1943 году в город завезли 5 000 котов – грызуны расплодились невероятно. Котята были буквально на вес золота – в 1944 году котёнок стоил 500 рублей при средней зарплате в 120. Сейчас в Эрмитаже живёт ровно 50 котов, а многочисленных «лишних» подкидышей пристраивают в добрые руки.


Кошки популярны в России до сих пор. Согласно опубликованной в 2017 году в Dalia Research статистике с говорящим названием «Russians are the world’s biggest cat lovers», 59% россиян содержат домашних кошек, что на 10% больше серебряного призера – Украины, причем у 18%  – два кота и больше.


Текст: Анна Гребенникова.

Редактор: Елена Шеломенцева.

Дизайн: Ксения Брейтер.