Петр Иванович Багратион
Петр Иванович Багратион один из плеяды ярких русских генералов Отечественной войны 1812 года. Спасибо ивенту, я узнал что в Санкт-Петербурге уже 12 лет стоит памятник этому славному генералу от инфантерии.


Памятник поставлен в юбилей Бородинского сражения в 2012 году и перекликается с монументами начальников Петра Ивановича – фельдмаршала Кутузова и Барклая-де-Толи.

Возможно, если бы проект Казанского собора достроили, то и памятник этому отчаянно смелому вояке, царедворцу и патриоту России был бы поставлен на 175 лет раньше.

Но спасибо хоть на том что есть. Памятник поставлен на средства российского бизнесмена грузинского происхождения Александра Ебралидзе, по проекту скульптора Яна Неймана и стоит рядом с бывшими казармами лейб-гвардии егерского полка, которым когда-то командовал Багратион.
Началась карьера грузинского князя из ветви картлийских князей Багратионов с должности рядового Астраханского пехотного полка под Кизляром в 1783 году. Кавказ всегда был не спокойным местом, но полноценной открытой войны ещё не было. Быстро продвигаясь по службе участвует и в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов и в компаниях по разделу Польши, где отличась при взятии предместья Варшавы - Праги, молодой капитан был замечен и приближен Суворовым.

В 1799 году уже генерал-майор принимает участие в Итальянских и Швейцарских походах, где командует авангардом. Участник всех заметных сражений Наполеоновских войн. В них Багратион получает характеристику от Наполеона: «лучший генерал русских войск», новый чин генерал-майора, несколько орденов и наградное оружие «За храбрость».

А в 1808-09 годах участвует в присоединении Финляндии к России. И всё это на фоне взаимного романтического увлечения им сестры императора Екатерины Павловны.

Барклай давно женат, но не счастливо. В 1805 году супруга уедет за границу под предлогом лечения и уже никогда не вернётся в Россию. Роман между успешным боевым генералом и яркой великой княжной, на фоне глухого недовольства русского дворянства Тильзитским миром, не добавлял спокойствия императору, правление которого началось после драмы в Инженерном замке. Хотя Екатерина Павловна после сватовства Наполеона стремительно выдана замуж за Гольштейн-Ольденбургского принца Петера Фридриха Георга, связь между Багратионом и Катиш (домашнее прозвище Екатерины Павловны) ещё продолжалась. Поэтому Багратион отослан в Молдавию, где нужно заканчивать очередную Русско-турецкую войну.
Вторжение 1812 года застало Петра Ивановича командующим второй западной армии. Отступая к Бобруйску и Могилёву на соединение с Барклаем удаётся объединить армии под Смоленском и дать сражение. Но продолжающееся отступление Барклаем воспринимается им как предательство, о чём Петр Иванович высказывается не стесняясь. Партия «горячих голов» требует генерального сражения, которое состоится только под Бородино.

На левом крыле, которым он командует, генерал получит ранение в бедро пушечным ядром – смертельное.

Раненого отправят в тыл, вот что пишет главнокомандующий Москвы: «Я поспешил к нему, — продолжал Ростопчин, — он был в полном сознании, страдал ужасно, но судьба Москвы не давала ему ни минуты покоя. Кость его ноги была разбита повыше щиколотки, но сделать ему немедленную ампутацию не рискнули, так как ему было уже около 50 лет и кровь у него была испорчена. Когда утром того дня, в который Москва впала во власть неприятеля (то есть 1 сентября), я приказал объявить ему, что надо уезжать, он написал мне следующую записку: “Прощай, мой почтенный друг. Я больше не увижу тебя. Я умру не от раны моей, а от Москвы”»
Царскую опалу не сняла даже смерть. Уже в царствование Николая Денис Давыдов начал хлопоты по переносу праха Багратиона на поле Бородина. Мысль Давыдова была удачной — Багратион в сущности не имел семьи, у него не было своего родного дома, клочка земли, имения, фамильной церкви. Его похоронили в Симе временно, в силу сложившихся тогда обстоятельств. Перенос могилы состоялся в 1839 году. «Прах здесь — слава везде».

Комментарии