В 2001 году писатель, футуролог и популяризатор науки Артур Кларк совершил "открытие", которое, как он думал, способно стать поворотным в истории человечества.

Сэр Артур Чарльз Кларк (16 декабря 1917 года — 19 марта 2008 года) / © wikimedia.org
Сэр Артур Чарльз Кларк (16 декабря 1917 года — 19 марта 2008 года) / © wikimedia.org

Скачав из интернета свежие снимки Марса, переданные орбитальным аппаратом NASA Mars Global Surveyor (MGS), 84-летний автор "Космической одиссеи" внимательно изучил их и пришел к неожиданному умозаключению: "На Марсе однозначно есть жизнь!"

Кларк был настолько взволнован, что поспешил организовать прием для друзей и журналистов. С горящими глазами он демонстрировал гостям черно-белые снимки марсианской поверхности, указывая на загадочные древовидные структуры, которые, по его словам, двигались и постоянно менялись в зависимости от сезона.

Изображение, полученное орбитальным аппаратом MGS / © NASA
Изображение, полученное орбитальным аппаратом MGS / © NASA

"Это растительность!" — уверял писатель, показывая фотографии за разные периоды.

А ведь темные ветвящиеся узоры действительно периодически меняли свой размер, словно марсианский лес, который засыпал зимой и распускался в весенне-летний период.

Обычно научно сообщество игнорирует подобные "открытия", но из-за глубокого уважения к Кларку комментарий все же был дан.

Итак, на самом деле великий фантаст наблюдал совершенно обычное для Красной планеты явление — сползание песчаных дюн. Темные "ветви" оказались следами, которые оставляли скатывающиеся по склонам небольшие валуны и песок, приводимые в движение в процессе сублимации* замороженного углекислого газа (сухого льда).

*Сублимация — переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное.

Изображение, полученное орбитальным аппаратом MRO / © NASA
Изображение, полученное орбитальным аппаратом MRO / © NASA

С приходом марсианской весны поверхность прогревается, сухой лед испаряется и частицы грунта начинают движение. Массовое осыпание формирует характерные древовидные узоры — результат банальной эрозии, а не жизнедеятельности инопланетной флоры.

К концу жизни Кларк признал свою ошибку, но его "марсианские деревья" стали ярким примером того, что даже гениальный ум не застрахован от причуды мозга выдавать желаемое за действительное.

Мораль сей истории такова: зачастую самые захватывающие объяснения оказываются неверными.

Читайте также: