Привет. Публикую вторую байку.

В городе Казани, буквально в десяти минутах езды до центра, есть один примечательный парк, заросший вековыми соснами. В народе его называют - Парк Химиков, из-за того что он находится в непосредственной близости от ДК Химиков. В любое время суток там во множестве гуляют люди: ранним утром владельцы собак и спортсмены, днем мамаши с детьми, вечером и ночью влюбленные парочки или просто праздношатающиеся люди. В советское время там даже была сеть аттракционов.

История старого сторожа военкомата - бывшего монастыря. Байка 2.

Но немногие знают его ужасную историю и что под ногами у них находятся тысячи покойников!


Сделаем исторический экскурс и вернемся на триста лет назад. На этом месте в 1700-х годах был основан мужской монастырь. И фактически сразу после его основания в Казани случилась эпидемия, унесшая жизни более 40 тыс. человек. Говорят, купцы ее завезли из Азии. Решили их похоронить у вновь отстроенного монастыря, как раз и место под новое кладбище разметили. Естественно, что при такой скорости убыли населения, по причине смерти, рыть персональные могилы - дело хлопотное. Поэтому всех хоронили в общей могиле, которую засыпали слоями песка, смешанного с известью.


Эту неблагодарную и страшную работу, выполняли те, кто переболел этой болезнью, не взирая на сословия.


Говорят, что этот мор прекратился сразу после того, как в этот (пока еще безымянный) монастырь привезли мощи Кизических мучеников. Мощи решили оставить для охраны города от дальнейших эпидемий, соответственно и монастырь стал называться Кизическим Мужским Монастырем. Монастырь быстро разбогател и при нем организовали уже официальное кладбище. И по нынешнее время там, помимо ранее погребенных в братской могиле, еще захоронено 3-4 тыс. горожан, в том числе и выдающиеся люди нашего города - губернаторы, профессора с мировым именем, знатные купцы и дворяне. Но на данный момент там сохранилась только одна могила - Толстого Ильи Андреевича (1757 - 1820), бывшего одно время губернатором Казани. Родственником, между прочим, писателя Толстого!


Так же с этим местом связано множество любопытных и страшных историй, некоторые передавались испокон веков, другие возникли недавно, как городские легенды. Но мы с вами рассмотрим две из них. Первая имеет документальное подтверждение, а вторую я услышал лично.


Первая история произошла очень давно. Вокруг этого монастыря располагалась рабочая слободка, где жили люди, работавшие на Казенном Пороховом заводе, суконной фабрике, речном порту.


Выглядела она крайне непримечательно и бедно: бараки с узкими улицами, маленькие домишки, безликие конторские здания. По всей ее длине, прямо меж домов, в отдельной канаве, протекала открытая канализация, что не придавало большей привлекательности этой местности. Посторонний люд туда практически не наведывался. Именно по этой причине слободку и облюбовали лихие людишки, организовав там малины.


В одно время в этой слободке стали пропадать молодые девушки. Как только заметили пропажу, сразу же обратили внимание на то, что и на кладбище у монастыря стали появляться безымянные могилы. Стали думать на монахов, дескать, они воруют или заманивают девушек и после надругательств убивают, хороня тут же, на монастырском кладбище. История эта получила широкую огласку и существует уже более 200 лет. В большей степени, благодаря тому, что отцы-настоятели в категорической форме отказались проводить расследование и вскрывать могилы, дескать, может мор наружу выйти. А как же другие похороны? Людей-то хоронили же? В это мало кто верил.


В общем, дело это так и осталось нераскрытым. Только люди стали говорить, что по ночам в самом глухом углу кладбища можно увидеть призрачные силуэты молодых девчонок: кто-то понуро бродил меж могил, кто-то сидя плакал, а некоторые просто беззаботно водили хороводы.


Следователь жандармского управления Гурской, все же сделал вывод, что девушек убивали бандиты из слободки, а сваливали на монахов, распуская и всячески поддерживая слухи.


Кладбище просуществовало до 1950-х готов, хотя людей уже там не хоронили. А к приезду в город Н.С. Хрущева решили разбить на этом месте парк культуры и отдыха. Для чего бульдозерами разровняли площадку, снося старинные кресты и надгробные камни, поставили забор и начали строить. И построили, в кратчайшее время.


Здание монастыря отдали райвоенкомату. Вот и продолжение, точнее, вторая история, которая произошла непосредственно со мной. В 1993 году, я учился в строительном техникуме. И нужно было мне посетить тот военкомат, чтобы получить направление в пограншколу - своего рода предармейская подготовка. Так вот, отпросился я с занятий в техникуме, и пошел в этот самый военкомат. Только отпросился-то я в 8.00, а военкомат открывался в 9.00. От технаря идти до него было минут десять, так что времени до приемных часов у меня был вагон. Время было весеннее, утро жаркое, бесцельно гулять 50 минут мне не хотелось, поэтому я присел на скамеечку у ворот. Как таковой пропускной системы там не было, был шлагбаум, который из будки поднимал старичок-сторож. Будка эта находилась как раз возле скамейки. И от нечего делать сторож вышел из своего строения и, закурив, присел рядом. Завязался разговор:


- Ты в военкомат, сынок?


- Ага.


- А к кому?


- К такому-то...


- Рано чего-то ты. Он с девяти принимает, а сейчас у него совещание. В девять-то я тебя пущу... А так посиди маленько...


Старик сидел, жмурился на солнышке и курил. Молчали минут десять, потом он снова обратился ко мне:


- Слыхал, сынок? Монастырю военкомат отойдет.


- В смысле? - не укладывалось у меня в голове словосочетание «монастырский военкомат».


- Ну здания отдадут. Монастырю. А военкомат в Кировский район переедет. Теперь-то уж перестанет стучать...


Старый сторож говорил какими-то загадками. Я от нечего делать продолжил диалог:


- А кто стучит? Строители? - как раз недалеко строили новую гостиницу и грохотала сваебойка.


- Не. Отец - келарь барабанит.


Меня почему-то тогда безумно рассмешило слово - келарь. Я тогда его услыхал первый раз, и оно мне показалось крайне забавным. Сдерживая смех, я спросил у старика:


- Да где он стучит-то?


- В подвале. Там дверь есть в каморку, он с той стороны и барабанит в нее. Почитай, каждую ночь в мою смену.


Я ему резонно возразил:


- Дед, так это ж не тюрьма, а военкомат...Кто ж его закрыл-то? Или в армию забирают? Посадили чтобы не убежал? - я заулыбался.


Старик, не обращая внимания на мои смешки, продолжил:


- Да никто не посадил. Как же его посадят? Помер он. Давно помер... При царице еще...


Я отодвинулся подальше от дедушки, на всякий случай, мало ли что у него на уме. Треснет по башке связкой ключей - и привет. Но любопытство победило, и я продолжил диалог:


- Кто тебе сказал-то про это?


- Он и сказал, - ответил сторож.


- Больше ничего не говорил? - нервные смешки снова подступили. Опасаться старика я перестал, вокруг ходило много людей, спасут, случись чего, да и сам я запросто справлюсь с сухоньким старичком.


- Говорил. Мы, говорит, лежим здесь с братией, Судного Дня ждем, а над нами каруселю поставили... - я тогда о кладбище-то и не знал совсем.


- Безобразник он, келарь–то, я там лопаты и метлы запираю, в каморке этой, а он ночью все раскидает, метлы развяжет... Хулиган, в общем!!! - дед сплюнул, бросил окурок в урну и пошел в будку, открывать шлагбаум. - Заходи сынок, смена сейчас моя придет.


Конечно, запросто может оказаться, что старый сторож, во время обхода или починки чего-нибудь в подвале, мог обнаружить какие-то записи, и дофантазировав выдать их за чистую монету, но уж больно обыденно и просто он рассказал об этом, без всяких украшательств. В такие истории веришь почему-то.


В любом случае, этот парк и монастырь стоят на своих местах, можете сами приехать в город Казань и проверить.

Текст байки был изначально опубликован в моем авторском блоге: