Исследователи космоса: Собачки второй этап, система спасения и скафандры
После гибели Дезика и Лисы на первом этапе экспериментов Сергей Павлович уже точно определился, что будет создавать систему аварийного спасения (САС) космонавтов. Для этого немного перелопатили ракеты и обозвали их Р-1Д и Р-1Е, изменения коснулись только полезной нагрузки. Помимо собачек ракеты несли ещё различное оборудование, в частности Р-1Д и Е изучали ионосферу физические и химические свойства воздуха, аэродинамику в верхних слоях атмосферы, озоновый слой на высотах 50-60 км и многое другое. И, естественно, эксперименты с собачками.

Второй этап предполагал испытания системы катапультирования собачек в скафандрах и спец лотках, аппаратуры слежения за собачками, а так же и катапультирование научного оборудования на всех этапах вплоть до высот 100-110км.
Каждая из собак помещалась в отдельную катапультируемую тележку, которая отстреливалась из падающей головной части и спускалась на землю с помощью парашюта. Первая (правая) тележка отстреливалась на высоте 75-90 км, и практически сразу раскрывался парашют. Вторая (левая) тележка катапультировалась из падающей головной части на высоте 35 км, на высоте 3 — 4 км открывался основной парашют. Старты осуществлялись по прежнему с полигона Капустин Яр.
24 июня 1954 запулили Лису и Рыжика. Только это были уже другие Лиса и Рыжик, нежели на первом этапе (там Лиса погибла вместе с Дезиком).

На высоте 57-80 км выкинули Лису, её спец. парашют для разреженного воздуха штатно раскрылся сразу после катапультирования. Впервые живое существо в скафандре побывало почти в космосе. Стоит напомнить, что линия Кармана (откуда начинается условный космос) это 100 км, в то время как США предпочитают считать космосом всё что выше 80 км, так что Алексей Архипович не был первым "живым существом" в космосе - он был первым человеком в космосе.
Капсула же с Рыжиком вместе с головной частью падая разогналась до скорости звука, и отстрелилась на высоте 45 км.На высоте в 7 км раскрылся парашют. Все остались в добром здравии, полёт прошёл успешно.
2 июля того же 54 года, по той же программе стартанули Дамка (по некоторым данным Димка) и Мишка(второй). О них мало что известно. Мишка погиб, Дамка вернулась успешно. Через 5 дней 7 июля вновь отправили Дамку и место погибшего Мишки занял Рыжик(второй). Рыжика постигла та же участь, что и Мишку. Дамка так же вернулась успешно.

На этом полёты Р-1Д с собаками завершились, на смену им пришла ракета Р-1Е.

5 февраля 1955 ракета с Лисой(второй) и Бульбой стартовала, но криво - практически сразу после старта начала отклоняться от курса. Это не понравилось автоматике, которое грубо и резко попыталось выравнять траекторию, в результате чего тележки с собачками сорвались с места и, на высоте 40 км пробив обшивку капсулы покинули чат. Обе собачки погибли. При этом всё произошло на глазах ведущего сотрудника лаборатории герметических кабин и скафандров Александра Серяпина и Лиса (вторая) была его любимицей.
25 июня 1955 года следующий запуск с Ритой и Линдой. Р-1Е в этот раз не подвела, но опять же живой и здоровой вернулась только Линда, Рита погибла.

Тут явно что-то не так было с катапультированием. Но даже с какой именно тележкой - я не нашел(буду рад если кто-то поделиться инфой).
И только 4 ноября 1955го была прервана череда смертей. Малышка и Кнопка. Если с Кнопкой прошло всё штатно, то Малышка заставила снова понервничать Серяпина. Телега с Малышкой была выброшена на высоте 90 км. Но из-за сильного ветра и бурана её унесло от предполагаемого места посадки. Искали её двое суток, а всё из-за того, что ушлый овце-пастух срезал ярко-оранжевый парашют и смылся. Малышка же не пострадала.

Чуть более чем через полгода Малышка вновь полетела, напарницей была Мильда(по некоторым данным Минда). 31 мая 1956 года они стартовали и успешно, без замечаний..
Ну и под конец второго этапа отправили в космос Козявку и Альбину. Они сделали два полёта подряд сделали 7 и 14 июня 1956 года. Оба полёта проходили в одинаковых условиях, оба раза у одной из них фиксировалось учащение пульса, а у другой замедление. Этот феномен был зафиксирован, как особая личная переносимость полёта.

Если кому любопытно, то может сходить в государственный центральный музей современной истории России и полюбоваться чучелом Козявки.
Комментарии