Часть 2. Готовимся к встрече нового года.

Первый пост https://vombat.su/post/17074-chast-1-gotovimsya-k-vstreche-novogo-goda , вам больше понравился, чем нет. Поэтому буду продолжать.

Новогоднее настроение мандаринами, ёлкой и Новогодними фильмами разгоняется и теперь возникает вопрос. А что же кроме фильмов дарящих Новогоднее настроение смотреть на Новый год.

Начну с неизменного столпа, много лет являющегося законодателем Новогоднего телеэфира. Все производители Новогодних телепередач, равняются на него, многие пытаются достичь хоть я бы близких по просмотрам результатов. Я имею в виду, небезызвестный…

Часть 2. Готовимся к встрече нового года.

«Голубой огонёк» — музыкально-развлекательная телепрограмма, выходившая в эфир на Первой программе Центрального телевидения СССР с 6 апреля 1962 по 1987 год.

С 1998 года выходит ежегодно в новогоднюю ночь на телеканале «Россия-1» под названием «Голубой огонёк на Шаболовке». Обычно повторяется на Старый Новый год, но дата трансляции может меняться (например, на Рождество или по пятницам января).

Изначально программа транслировалась еженедельно по выходным дням, а затем — только по праздничным и нерабочим. В выпусках «Огонька» принимали участие известные советские исполнители оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также почётные гости — космонавты, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, видные военные деятели, передовики производства и многие другие представители науки и искусства. Почётный гость первого выпуска 1962 года — космонавт Юрий Гагарин.

Идея передачи возникла после открытия в 1960 году молодёжного кафе в Москве на улице Горького. В нём проходили всевозможные диспуты, выступали артисты, поэты читали свои стихи. В музыкальной редакции ЦТ была создана творческая группа в составе заведующего отделом эстрады Виктора Черкасова, режиссёров Юрия Богатырёва и Алексея Габриловича, редактора Валентины Шатровой. Сначала совместно с руководителями молодёжного кафе планировали вести прямые трансляции из зала, но скоро от идеи отказались в пользу самостоятельной телепередачи. При этом атмосферу кафе сохранили, поставив столики и придумав фабулу: известные деятели культуры, театра и кино, передовики производства как бы заходят в кафе на чашечку кофе.

Другая версия, как появился "Огонек", такая: в 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. Тогда, в начале 60-х, власть поняла значимость телевидения. В 1960 году вышло постановление ЦК "О дальнейшем развитии советского телевидения", в котором это самое телевидение провозглашалось "важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии".

Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился — правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории......Главной характерной чертой «Голубых огоньков» была непринуждённая атмосфера, созданная при помощи серпантина, «Советского шампанского» и угощений, расставленных на столиках гостей.

Изначально программа называлась «Телевизионное кафе», затем — «На огонёк», после — «На голубой огонёк» (имелся в виду голубоватый свет от экранов наиболее распространённых тогда чёрно-белых телевизоров) и, наконец, — «Голубой огонёк». Одним из первых её ведущих был актёр Алексей Полевой.

Алексей Леонидович Полевой (7 июля 1921 — 15 июля 1972) — советский актёр и режиссёр эстрады, педагог, один из создателей телепрограммы «Голубой огонёк», заслуженный артист РСФСР (1954)

Знаете этого мужчину?

Часть 2. Готовимся к встрече нового года.

А если в этой роли?

Часть 2. Готовимся к встрече нового года.

Алексей Леонидович Полевой родился 7 июля 1921 года в театральной. Довольно рано он и сам начал выступать в на сцене. Информации о его ранних годах жизни немного. Известно, что уже в 1937—1938 годах он играл в Ярославском ТЮЗе, в начале 1940-х — в Московском театре транспорта.

Пробовал себя и как постановщик массовых представлений. В 1950-е годы создал при ЦДРИ полупрофессиональный эстрадный коллектив «Крошка». Труды Полевого были отмечен: в 1954 году он получил звание «Заслуженный артист РСФСР».

Спустя два года он дебютировал в кино: сыграл фокусника в «Карнавальной ночи». Его фильмография невелика: он сыграл в лентах «Гусарская баллада», «Семь нянек», «Большой янтарь», «Ночь на 14-й параллели», «Тень», «Шельменко-денщик». Куда больше Алексей Леонидович занимался озвучкой.

Его голосом говорят редактор газеты «Рассвет» Робер Дальбан и лорд Мак-Рэшлив фильмах про Фантомаса, кум Тыква в мультфильме «Чиполлино», автор в «Каникулах Бонифация» и многие другие.

Полевой стал одним из основателей «Голубого огонька» и его первым ведущим. В 1960-х годах он занимал пост художественного руководителя мастерской сатиры и юмора Москонцерта. Алексей Леонидович. В 1970 году он стал режиссёром Росконцерта. К сожалению, жизнь его была короткой, 15 июля 1972 он умер. Алексею Полевому был всего 51 год.

Вот при сопоставлении данных фактов у меня появились сомнения. Все источники убеждают нас,  в том, что «Идея передачи возникла после открытия в 1960 году молодёжного кафе в Москве на улице Горького», но почти полностью концепция «Голубого огонька» взята из «Карнавальной ночи» (1956). Те же гости за столиками,  ведущие, номера, а главное, что и первая роль у одного из сооснователей. Возможно, я  ошибаюсь, но доля лукавства у написавших историю «Голубого огонька» - присутствует. Вполне возможно, что откатав идею «Карнавальной ночи» в реальных условиях молодёжного кафе, создатели понесли идею передачи, к руководству. И чтобы у руководства не было сомнений, не было обвинений в  фантастичности этой идеи, постарались максимально абстрагироваться от популярного, но всё же художественного фильма. В сё бы так и оставалось в тайне, если бы со временем, «Голубой огонёк» из еженедельной передачи не перешел в разряд только Новогодней. Здесь все различия смазались, за-то сходство передачи и популлярного фильма стали выпирать. Именно поэтому в соавторы «Голубого огонька» я с удовольствием бы добавил написавших сценарий «Карнавальной ночи»  Бориса Ласкина и Владимира Полякова.

6 апреля 1962 года программа впервые вышла в эфир. Ведущие переходили от столика к столику и стремились создавать непринужденную атмосферу тёплого, дружеского общения.

Да что рассказывать, тут смотреть надо.

В первый год «Голубой огонек» начали выпускать настолько активно, что он выходил аж еженедельно, но потом и задор создателей несколько иссяк, и другие программы начали появляться одна за другой. А за «Голубым огоньком» закрепилась роль главной развлекательной программы страны, которая в Новый год создавала людям настроение на весь год вперед. Впервые в новогоднюю ночь «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. На протяжении первых десяти лет его существования создатели «Голубого огонька» придумали и освоили все то, чем живет нынешнее развлекательное телевидение. Разница только в техническом исполнении, но идеи и наполнение остались прежними. В том, что показывали в новогодних «Огоньках» сорок с лишним лет назад, легко можно разглядеть отдельные черты и целые передачи сегодняшнего телевидения.

Хочется рассказать и о появлении такого странного названия – «Голубой огонек». Им телепередача обязана черно-белому телевизору. К началу 60-х годов огромный деревянный ящик с маленьким экраном постепенно ушел в прошлое. Александровский радиозавод начал выпуск «Рекордов». Кинескоп у них значительно отличался от своих предшественников. От модели к модели он увеличивался в размерах, а его изображение – хотя и осталось черно-белым, но у экрана появилось голубоватое свечение. Именно поэтому появилось непонятное для нынешней молодежи название.

Создатели вполне логично предположили, что если программа выходит в конце года, то и звучать в ней должны лучшие песни, исполненные в этом году.

Первый выпуск в цвете, который я нашел, выпущен к новому 1965 году. Тут много интересного. Юморят Вицин, Никулин и Моргунов, поёт молодой Кобзон, а ещё настоящие звёзды того времени Космонавты.

Постепенно «Голубые огоньки» становятся искусственными, как многие новогодние елки. С появлением записи программу стали снимать частями: участники и гости сидели за столиками и хлопали исполнителю номера так, как будто они его только что видели, хотя номер записывался в другой день. Сначала на столиках стояли настоящее шампанское (или хотя бы настоящие чай и кофе) и свежие фрукты. Потом уже наливали лимонад или подкрашенную воду. А фрукты и сладости уже были из папье-маше. После того как кто-то сломал зуб, участников «Голубого огонька» предупреждали, чтобы они не пытались ничего откусить.В 70-е массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства.В «Голубом огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это так называется.При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели в новогоднем «Огоньке» дуэтом. Так страна поняла, что они стали мужем и женой.В 70-е годы председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин. При нем запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам — в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами. Валерия Леонтьева в его облегающих костюмах вырезали из программ.Остальных вырезали по иным соображениям. Степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующего под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили: «Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».

Первым Новогодним веянием наступившей Перестройки, стал «Голубой огонёк» 1988 года. Тут и юмористы с социальной сатирой, и западные песни, уже почти не советская передача, но всё ещё с  насквозь советскими артистами…

В общем смотрите.

Следующим ярким новогодним праздником, снятом всё в той же стилистике «Голубых огоньков» была новогодняя ночь 1992 года. Конечно первый новогодний концерт в независимой России затмило новогоднее поздравление не руководителя страны, а юмориста Михаила Задорнова, но как переломный момент эпохи и связанное с ним произведение, всё же его следует посмотреть…

А вот наверно последний знаковый «Голубой огонёк» снятый при встрече миллениума. Смена веков, смена тысячелетий, смена эпох. С этого "Голубого огонька" состав артистов практически и не изменялся…  Что прискорбно… Но, всё ещё много интересных и в тот момент ещё живых лиц…

А остальные «Голубые огоньки» вы сможете найти в сети  и посмотреть сами, если я вас заинтересовал этой подборкой.

С вами был ваш и теперь только ваш исследователь dewqas.

Ссылки на источники, может что-то не указал.