Технологические гиганты делают ставку на продвижение ядерной энергетики, чтобы привести в действие суперкомпьютерную революцию

Кремниевая долина  в отчаянной гонке за энергоресурсами

Для создания "сверхразума" (искусственного интеллекта, превосходящего человеческие возможности) требуется несколько простых ингредиентов: почти бесконечный объем данных, армия технических экспертов, передовые микрочипы стоимостью в миллиарды долларов – и гигантское количество электричества.

Поскольку Кремниевая долина тратит огромные суммы на создание искусственного интеллекта, технологические гиганты сталкиваются с узким местом. Без обильных поставок энергии они не смогут построить колоссальные суперкомпьютерные центры, которые, по их мнению, станут местом размещения систем искусственного интеллекта следующего поколения.

Марк Цукерберг, исполнительный директор Meta, собрал, как полагают, самый большой в мире арсенал новейших ИИ-чипов Nvidia . В прошлом месяце он рассказал в подкасте, что в конечном итоге для использования их всех в одном месте может потребоваться гигаватт энергии, что потенциально потребует специального ядерного источника. «Гигаватт [центр обработки данных] будет размером со значимую атомную электростанцию», — сказал он.

Сравнение Цукерберга не просто легкомысленно. Отчаянная гонка за энергией вызывает волну интереса к ядерной энергетике среди мировых технологических магнатов. Венчурные капиталисты становятся сторонниками ядерной энергетики, делая ставку на то, что она станет источником энергии для поддержания бума искусственного интеллекта.

Как это часто случается в Кремниевой долине, поддержка ядерной энергетики выражается не в прибылях, которые она может обрушить на Калифорнию, а прикрывается квазифилософскими утопическими языками.

Марк Андриссен, известный технологический инвестор, стал ведущей фигурой в так называемом движении «эффективного акселерационизма», которое выступает за быстрый прогресс в таких областях, как ядерная энергетика и искусственный интеллект, обещая, что это приведет к состоянию изобилия. . В «технооптимистическом манифесте», опубликованном в прошлом году, он назвал ядерную энергетику «серебряной пулей». 

Илон Маск назвал закрытие атомных электростанций «античеловечным». Билл Гейтс и Джефф Безос, два самых богатых человека в мире, инвестировали в ядерные стартапы, начиная от небольших модульных реакторов и заканчивая термоядерным синтезом.

Сэм Альтман, исполнительный директор OpenAI, разработчика ChatGPT, уже много лет является сторонником ядерной технологии. В 2015 году Альтман инвестировал и согласился возглавить компанию Oklo, занимающуюся производством футуристических микрореакторов.

Альтман также является крупнейшим внешним инвестором Helion, компании, стремящейся взломать ядерный синтез. Термоядерный синтез — это процесс, который питает Солнце, и его устойчивое воспроизведение на Земле рассматривается как Святой Грааль чистой ядерной энергетики. Альтман сказал, что этот прорыв будет иметь решающее значение для удовлетворения потребностей в сверхчеловеческом искусственном интеллекте.

В прошлом году Microsoft согласилась на первую в мире закупку термоядерной энергии у Helion, заявив, что поставки могут поступить уже в 2028 году. В марте Amazon приобрела центр обработки данных на ядерной энергии в Пенсильвании. Тем временем DeepMind, лондонская лаборатория искусственного интеллекта Google, работает над технологией, которая позволит использовать искусственный интеллект для лучшего контроля термоядерных реакций.

Компания Last Energy, базирующаяся в Вашингтоне, занимающаяся разработкой небольших модульных реакторов, сообщает, что половина ее заказов теперь поступает от компаний, создающих центры обработки данных, по сравнению с четвертью, которая была пару лет назад. Last Energy подписала несколько сделок на поставку новых центров обработки данных в Великобритании, хотя все еще ожидает одобрения регулирующих органов.

«Мы наблюдаем приток интереса по мере того, как эти болевые точки становятся более ясными», — говорит Майкл Крабб, вице-президент по рекламе Last Energy.

Самая большая «больная точка» заключается в том, что ИИ откуда-то потребует огромное количество энергии. По оценкам Международного энергетического агентства, количество электроэнергии, потребляемой центрами обработки данных и искусственным интеллектом, может удвоиться к 2026 году, и тогда они смогут потреблять столько же энергии, сколько Япония. По оценкам, один запрос ChatGPT требует столько же энергии, сколько 15 поисковых запросов в Google.

«Эта технология — пожиратель энергии», — говорит Рэй Ротрок, венчурный капиталист из Кремниевой долины, инвестировавший в ряд ядерных стартапов. «Сегодня большая проблема с атомной энергетикой – это отсутствие спроса. Но теперь спрос растет из-за искусственного интеллекта».

Хотя технологические компании вложили крупные инвестиции в ветроэнергетику и солнечную энергию, их прерывистость может не подходить для центров обработки данных, которые работают 24 часа в сутки. У атомной энергетики такой проблемы нет .

Управляющая команда Last Energy и список инвесторов подчеркивают все более тесные связи между атомной промышленностью и технологическим сектором. Крэбб является ветераном энергетической отрасли, а основатель компании Брет Кугельмасс ранее занимался производством дронов. В число инвесторов входит соучредитель PayPal Люк Носек.

Крэбб говорит, что люди из Кремниевой долины привносят «это инновационное мышление, позволяющее решать проблемы, [и] они видят в ядерной энергии очевидный ответ» на вопрос о том, как обеспечить энергией ИИ.

Этот бум интереса к атомной энергетике ощущается далеко за пределами Калифорнии : на прошлой неделе канадская компания по добыче урана Cameco заявила, что интерес технологического сектора вызвал всплеск спроса на ее реакторное топливо.

«Прошли те времена, когда можно было внедрять новые технологии, не беспокоясь о будущем потенциальном неконтролируемом воздействии на окружающую среду… Ядерная энергия – явный победитель», – сказал исполнительный директор Cameco Тимоти Гитцель.

Почти безграничные суммы денег, которые компаниям, занимающимся искусственным интеллектом, приходится тратить, помогают. Сообщается, что OpenAI и ее основной инвестор Microsoft разрабатывают планы по созданию крупнейшего в мире суперкомпьютера — проекта стоимостью 100 миллиардов долларов (79,66 миллиардов фунтов стерлингов) под кодовым названием Stargate. Аналитики Morgan Stanley на прошлой неделе предположили, что он будет обеспечиваться энергией нескольких атомных электростанций.

Тем временем Альтман говорит инвесторам, что для реализации своей мечты об искусственном интеллекте ему нужно до 7 триллионов долларов, и этот бюджет будет включать в себя создание собственных источников энергии.

Он заявил, что ИИ станет самым важным изобретением в истории человечества, но говорит, что без возрождения ядерного оружия мы не сможем обеспечить его энергией.

«Есть много сложных частей», — сказал он недавно, добавив: «Энергетика — самая сложная часть».

Оригинальная статья - https://www.telegraph.co.uk/business/2024/05/05/ai-boom-nuclear-power-electricity-demand/