Всем привет! Однажды встретился на Пикабу пост о споре по поводу Дженни – героине одного из моих любимых фильмов, Форрест Гамп. Является ли она просто шлюхой и наркоманкой или же глубокой личностью с непростой судьбой. Хочу выразиться о ней, ибо персонаж, как и сам фильм, того заслуживает. Это перепост моего старого поста с Пикабу, думаю, в преддверии 8 марта он тут уместен.

Форрест и Дженни
Форрест и Дженни

Сразу отмечу, что я не буду разбирать, является Дженни шлюхой или нет – такой поверхностный вопрос в таком глубоком фильме мне просто не интересен. Приступим.

Дженни и насилие в детстве

Ещё когда я юнцом смотрел фильм в первый раз, у меня закрались подозрения, а не насилует ли отец Дженни своих маленьких дочерей, которые при повторном просмотре лишь утвердились. И каково же было моё удивление читать в комментариях к посту, что у кого-то таких подозрений не возникло от слова совсем, а кто-то это даже с уверенностью отрицал.

Что ж, в фильме действительно нет прямого утверждения о сексуальном насилии в адрес маленькой Дженни. Однако есть целых четыре сцены, которые весьма прямолинейно на это намекают:

  1. Наивный и непосредственный "дурачок" Форрест так отзывается об её отце: «папа Дженни очень любил её и сестер, все время их целовал и к ним прикасался». Возможно речь идет о заботливом и любящем отце одиночке. Но что-то вызывает тревогу. Возможно последующая сцена?
  2. В следующей сцене Дженни вместе с Форрестом убегают от её отца и прячутся в кукурузном поле. Пьяный неопрятный отец выскакивает за порог и орет: «Дженни, где ты, мать твою!?» Контраст по сравнению с описанием Форреста. В кукурузном поле маленькая Дженни просит Гампа помолиться вместе с ней о лучшей участи: «Милый Бог, сделай меня птичкой, чтобы я смогла улететь отсюда». Контраст усилился.
  3. Форрест рассказывает, что в некотором смысле молитвы Дженни были услышаны и служба опеки переселила её от отца жить к своей бабушке. В трейлерный парк. Из дома с участком. Т.е. в явно более неблагоприятные условия с материальной точки зрения. Следовательно вовсе не бедность отца стала причиной лишения родительских прав. Отец в фильме больше не появлялся.
  4. Уже взрослая Дженни, после долгой разлуки с родными местами, вновь оказавшись во дворе запустелого отчего дома впадает в истерику, кидает в окна камни и в слезах сокрушается: «Как ты мог!?» Нетипичная реакция для человека с благополучным детством.
Милый Бог, сделай меня птичкой, чтобы я смогла улететь отсюда
Милый Бог, сделай меня птичкой, чтобы я смогла улететь отсюда
Как ты мог!?
Как ты мог!?

Дженни и сексуальные связи

Молодая Дженни примкнула к популярной в то время субкультуре хиппи и во всю отдалась идеалам свободной любви.

Есть две стандартные реакции пострадавшей личности на изнасилование: ведение беспорядочных половых связей и асексуальность в сознательной жизни. В случае с Дженни изнасилования носили неоднократный характер, происходили в детстве и от того, кто, казалось бы, должен быть самым близким и надежным человеком. Распутная жизнь в данном случае может являться воплощением следующих защитных механизмов психики:

  • Обесценивание. Со стороны можно сделать вывод, что Дженни относилась к сексу совершенно спокойно, как к чему-то, чем можно заняться с кем угодно, где угодно и без всяких обязательств. Неосознаваемая попытка психики доказать своей поврежденной в детстве части, что секс вообще не имеет значения, а значит и страдать по случившемуся не стоит.
  • Сексуализация. Непосредственная и примитивная защитная реакция. Провозглашение для самого себя, что случившееся есть даже нечто приятное, приносящее удовольствие. А значит страдать опять причин нет.
  • Контроль над ситуацией. Там и тогда она была не властна над случившимся, зато теперь она не только делает это сама, но и полностью владеет ситуацией.
Встреча Дженни и Форреста на протестах хиппи против войны во Вьетнаме
Встреча Дженни и Форреста на протестах хиппи против войны во Вьетнаме
Форресту, кстати, тоже перепало. Только неясно, было ли это то, что ему по-настоящему нужно от Дженни
Форресту, кстати, тоже перепало. Только неясно, было ли это то, что ему по-настоящему нужно от Дженни

Дженни и наркотики

Естественным следствием всего вышесказанного стало пристрастие Дженни к наркотическим веществам на хипповских тусовках. Я, как человек, в жизни которого тоже были наркотики, понимаю, что наркотическое опьянение может субъективно понравиться людям, пережившим психотравму. Не потому, что им стало хорошо от наркотиков, а потому, что от наркотиков им перестало быть плохо, их состояние сменилось на другое. На какое-то время вместе с угнетением сознания остановился и непрекращающийся кошмар в голове (и начался другой).

Дженни и Форрест

Сцена в школьном автобусе демонстрирует, как инвалида на ноги и голову Форреста отвергает общество сверстников. Однако потребность быть принятым у него явно была. И она была таки реализована. Первой после мамы его приняла как равного и нормального именно Дженни, когда пригласила сесть рядом после того, как остальные ему в этом отказали. Между детьми началась дружба, легшая в основу всего фильма.

Ты можешь сидеть здесь, если ты хочешь
Ты можешь сидеть здесь, если ты хочешь

Кстати, после знаменитой фразы «Беги Форрест, беги!», вдохновляюще прозвучавшей из уст Дженни, Форрест по-настоящему побежал, скинув с ног оковы своей инвалидности. Возможно, и ментальной тоже, ведь только после этой сцены Гамп начинает раскрываться перед зрителем как самодостаточная личность.

В дальнейшем Дженни появлялась в жизни Форреста именно в те моменты, когда он был ей нужен. Из чего многими был сделан вывод, что она использовала любовь Форреста в своих корыстных интересах. Не могу оценить этот вывод ни как правду, ни как ложь. Потому что подобный подход просто не применим в отношении жизненной позиции Гампа. Их отношения не были и не могли быть любовными в привычном понимании этого слова. Без Дженни или с Дженни Форрест всё равно так и не завел бы классических семейных отношений с какой-либо другой женщиной. Их двоих объединило то, что они оба были калеки.

«Мир уже никогда не станет прежним, если вы увидите его глазами Форреста Гампа» – гласит слоган фильма. Возможно это именно та призма, через которую стоит рассматривать любовь Форреста и Дженни, чтобы по-настоящему насладиться её красотой.