По следам русского Полароида
Знаменитые фотокамеры мгновенной съемки Polaroid знают все, но не каждому известно, что они … производились в СССР! Пройдемся по «русскому следу Полароида»!

То, что фотокамеры Polaroid производились с 1989 года в СССР, а затем и в России чуть ли не до конца 2000-х годов - не секрет, однако информации об этом негусто даже в Интернете… Судьба «русского Полароида» туманна…
Начнем, пожалуй, с пожелтевших газетных страниц :) Вот что в мае 1989 года писал журнал издательского дома «Коммерсантъ» «Власть» в статье под названием «ПОЛЯРОИД ЗА РУБЛИ»:
«16 мая в Москве открылся магазин «Светозор», в котором будет осуществляться розничная продажа фотоаппаратов «Поляроид Суперкалор 635L» и фотопластинок «Поляроид 600 Плюс». В тот же день в Центре международной торговли на Красной Пресне состоялась презентация совместного советско-американского предприятия «Светозор», которое будет осуществлять сборку фотоаппаратов в нашей стране. Партнер с американской стороны - фирма Polaroid Europa BW (филиал американской Polaroid Corporation). С советской стороны - предприятия Министерства атомной энергетики СССР: Нарвское производственное объединение «Балтиец», Обнинское предприятие «Сигнал» и московский ВНИИ радиационной техники».

Откуда же растут ноги истории «нашего» Полароида?
В конце 80-х годов знаменитый советский физик-ядерщик, академик Евгений Павлович Велихов, будучи в Соединенных Штатах, пообщался с тогдашним президентом компании Polaroid, и тот предложил ему наладить совместное производство. Велихов привез идею в СССР и подкинул ее министру машиностроения Льву Рябеву (к слову, инженеру-физику в прошлом). Тому идея понравилась, он дал отмашку в приборостроительный главк, и в результате появилось пресловутое СП с «древнерусским» прозвищем - повальное создание совместных предприятий с недавними «идеологическими врагами» в те годы было самым модным трендом! :)
Короче говоря, в СССР производство Полароидов стало коллективным трудом трех предприятий с «атомной» направленностью. В немногочисленных упоминаниях о тех событиях говорится, что внутри «Светозора» роли их были распределены так:
- обнинский завод «Сигнал» - сборка электронных плат
- нарвский завод «Балтиец» - изготовление деталей из пластмассы
- московский ВНИИ радиационной (!) техники - финальная сборка камер.

Эстонский завод «Балтиец», что в городе Нарва. На некоторых сайтах, посвященных ретро-фото, говорится, что он производил пластиковые корпуса для фотокамер. Сей факт вызвал большое сомнение – советская промышленность тех лет совершенно не умела делать качественные пластиковые детали сложной формы и крупного размера! Получалось жуткое уродство, с заусенцами и облоем, которое на безрыбье годилось для «товаров народного потребления», но никак не соответствовало стандартом всемирно известного Полароида.
И небольшое «расследование» эти сомнения подтвердило - в списке «советских полароидостроителей» «Балтиец» занимает весьма условное место, ибо никаких корпусов отродясь не делал!
Предприятие из города Нарва действительно участвовало в процессе, но весьма недолго и непосредственного отношения к фотоаппаратам не имело вовсе! Все дело в том, что компании «Светозор» нужна была валюта. Американский Polaroidдал добро на сборку своих камер в СССР, согласился продавать для них комплектующие - но советские «деревянные» ему были не нужны. А долларов у «Светозора», (как и у большинства коммерческих структур в 1989 году) разумеется, не водилось. Поэтому пришлось строить «многоходовку» - запускать на заводе «Балтиец» линию по производству… пластиковых коробок для видеокассет, которые, в свою очередь, продавались за рубеж и приносили валюту, необходимую на первое время для закупки деталей для сборки фотоаппаратов! Процесс был мудрен, но продолжался недолго – через пару лет Эстония стала самостоятельным государством, а годом позже и сам завод приказал долго жить…
Следующим пунктом «путешествия по следам русского Полароида» стал приборный завод «Сигнал», и по сей день существующий в городе Обнинске Калужской губернии, и занимающийся изготовлением электронных систем управления и контроля работы реакторов атомных электростанций. Вот что рассказал Вячеслав Анисимов, бывший в те годы главным инженером предприятия:
- В 1989 году мы начали выпускать электронику для фотоаппаратов Полароид в рамках совместного предприятия с американцами. Мы были одним из трех предприятий в мире, которые делали компоненты для моментальных фотокамер Полароид – помимо заводов в Малайзии и Шотландии. В Обнинске,правда собирался один небольшой узел – электронный блок управления фотовспышкой.
Трудно сказать, для чего было налажено производство в нашей стране – едва ли оно было лучше и дешевле того же малазийского. Возможно, это было нужно для того, чтобы на деле, а не на словах, показать сближение СССР и США – как символ… Выпуск электроники для фотокамер продолжался без малого 10 лет, после чего прекратился – как известно, моментальные фотокамеры не выдержали конкуренции с цифровыми аппаратами… За все это время мы сделали электронные платы для приблизительно миллиона двухсот тысяч фотоаппаратов. Больше половины из них шли за рубеж, на тамошние сборочные предприятия, а часть использовалась в камерах, собираемые в СССР и впоследствии в России.
«Конечная остановка» копаний в русско-американской истории мгновенного фото - Московский ВНИИ радиационной техники. (Ныне он называется НИИ технической физики и автоматизации.) На «радиоактивном предприятии» под руководством Анатолия Алексеевича Трусова осуществлялась финальная сборка фотокамер.
- Начинали производство мы с десятков штук и всего двух мастеров-сборщиков, рассказывает Анатолий Алексеевич.
- Оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому – два человека попеременно меняли операции – от сборки до тестирования. Но в 1995 году мы уже отмечали выпуск полумиллионного аппарата, произведенного в России!
Все компоненты шли из Шотландии, за исключением того, что делали в Обнинске, и качество сборки было очень высоким – некоторые партии даже уходили для продажи за рубежом.
В 1994 году Полароид тонул, и выкарабкивался фактически за счет российских продаж – у нас тогда был бум на эти аппараты. При том, что фотокамеры продавали фактически с убытком, ниже себестоимости – в расчете на прибыль за счет продажи фотопленки для них.
В нашей стране выпускались две модели моментальных камер Polaroid - 635 и 636 модель. Планировалось добавить третью модель, но не успели – компания стремительно «сваливалась в штопор»… В 1997 году закрылось и российское производство – за эти 9 лет мы сделали более 600 000 фотоаппаратов…
PS
Polaroid – это, без сомнения, Эпоха с большой буквы в истории фотографии. И по причудливому совпадению, рассвет и закат этой эпохи тесно связаны с нашей страной - основатель компании, Эдвин Герберт Лэнд родился в семье выходцев из России, и Россия же оказалась последним серьезным рынком сбыта для знаменитых моментальных камер…
Комментарии