"Плохой, хороший... фильм". Почему "Корабль двойников" с Жириновским имеет смысл пересмотреть в 2025-м?

Основное действие разворачивается на теплоходе «Валерий Чкалов», где проходит конкурс двойников. Внезапно участники выясняют, что количество претендентов на главный приз (100 тысяч долларов) сократили. Поэтому они заключают пари: во время всего путешествия артисты не должны выходить из образа. Кто расколется — выбывает из финального соревнования.

Путешествие омрачает преступление — кто-то убивает двойника Маргарет Тэтчер. И тут на сцену выходит персонаж Владимира Жириновского. Он играет капитана водной милиции Жарова, который сопровождает корабль. Офицер расследует дело, допрашивая всех участников конкурса. Но ситуацию осложняет то самое пари: Жарову приходится разговаривать с людьми, изображающими Ленина, Майкла Джексона и даже Гитлера.

При просмотре осознание ироничности приходит не сразу. Но если вдуматься: в этой картине множество неизвестных людей изображают из себя знаменитостей. А единственная реальная знаменитость - Жириновский - изображает простого человека. Мало того, в финале он выходит на конкурс двойников уже в образе политика. То есть Жириновский играет милиционера, играющего Жириновского.

Так как же появилось настолько странное кино?

Всё дело в двух создателях этой картины. «Корабль двойников» написал, поставил и спродюсировал будущий депутат Госдумы Валерий Комиссаров. Он уже с конца восьмидесятых работал на телевидении, а с середины девяностых вёл всем известное телешоу «Моя семья». И, видимо, решил выйти на новый уровень и снять полнометражное кино.

В то же время Владимир Жириновский, уже известный политик, вовсю раскручивал себя как шоумена. И дело не только в регулярных драках во время дебатов. Он давал интервью Playboy, появлялся на концертах и в клубах, выпускал альбомы с патриотическими песнями, под своим именем выпускал водку, чай и даже парфюм. Видимо, желая и дальше набирать популярность, депутат подался в кино. Причём, по словам Стаса Садальского, он снимался «за свои». То есть не получал деньги за картину, а сам вкладывался в неё.

С остальными актёрами ещё проще: работы в девяностых было мало, и даже известные советские артисты соглашались на любые роли. Так в «Корабль двойников» попали Виторган и Броневой. В финале заглянул упомянутый Садальский в образе конферансье. Закадровый текст прочитал Юрий Яковлев.

Основная же часть актёрского состава — действительно люди, зарабатывавшие своим сходством с известными личностями. Двойника Сталина сыграл Георгий Саакян. Этот актёр снимался в образе советского вождя ещё с восьмидесятых, начиная с картины «Тегеран-43».

Другие двойники не так известны. Александр Шишкин, изображающий Адольфа Гитлера, больше известен по перфомансам на концертах группы «Коррозия металла». Борис Макаров и вовсе значительную часть жизни был пилотом, а, выйдя на пенсию, стал зарабатывать как двойник Леонида Брежнева.

То есть получается, что в «Корабле двойников» большинство артистов попросту играли себя. Причём прописанное в сюжете пари объясняло происходящий на экране кринж. Все действующие лица изображают своих персонажей, хотя им самим явно от этого неловко. Никто просто не хочет отказываться от денег...

Так что же, получился шедевр? Хер там… Если вы и правда решили, что «Корабль двойников» — хорошее кино, то, как говорится, закатайте губу…

Начать стоит с того, что большинство артистов на экране совершенно не умеют играть. А особенно голосом. Поэтому говорит чуть ли не за треть из них Сергей Безруков: он как раз тогда вовсю озвучивал политиков в передаче «Куклы»… В фильме его голос у двойников Гитлера, Пьера Ришара и Ельцина. То есть все они звучат примерно как пародии из всё тех же «Кукол». Ещё смешнее, что голосом Безрукова в отдельных моментах переозвучили и главного героя (то есть за реального Жириновского говорит пародист. Это уже какой слой иронии?!). При этом актёры на экране даже не пытаются изобразить какие-то эмоции, и голос за кадром совершенно не совпадает с движениями губ.

Сам же Жириновский выглядит удивительно. В моменты допросов он кажется максимально натуральным. А вот когда начинает «изображать Жириновского» проявляет чудеса бездарной игры. И это поражает: он вроде бы делает всё то же самое, что на трибуне и на сцене. А в финале и вовсе выходит на конкурс в своём обычном образе. Вот только при этом он умудряется быть совершенно фальшивым. И объяснить это несоответствие невозможно. Опраторская работа – вообще полный кошмар… Смотреть некоторые сцены - настоящая пытка.

И всё же «Корабль двойников» в 2025 году стоит посмотреть. Впервые, или заново, если видели раньше! Почему?

Потому, что это действительно великолепное отражение эпохи во всех её проявлениях! Даже пресловутые двойники политиков в то время вовсю мелькали в рекламе и телепародиях. Более свободного отношения к истории не было в российской культуре ни в предшествующие годы, ни позже. Взять хотя бы вступительную сцену, где Гитлер с корабля зигует зевакам, явно случайно попавшим в кадр. Позже он будет даже танцевать вместе с Мадонной всё так же со вскинутой рукой. А в финале резко (всё тем же голосом Безрукова) перейдёт с немецкого на (почему-то) украинский…

Двойник Нельсона Манделы поёт под балалайку частушку со словами: «Встретил я шахтёра Васю, он ещё черней меня». Двойник Брежнева напевает: «Гори гори, моя звезда, с кремлёвской башни снятая».

Сталин поёт Тэтчер «Сулико». Кашпировский гипнотизирует карлика словами: «Вам сейчас приснится сон, в гости к нам придёт Кобзон». Речь Майкла Джексона переводят гнусавым голосом в стиле Леонида Володарского, а за Билла Клинтона говорит Василий Ливанов.

Появление же Жириновского феерично. Сначала он просто наблюдает за происходящим через окно со словами: «Ну, сброд… Откуда только такие берутся?!». Затем его персонаж знакомится со всеми присутствующими (то есть просто хамит им, как и сам Вольфович в жизни) и… бросает в людей живым карликом (!)

В середине картины в действие даже вставят сон героя: двухминутную сцену, где перед гримасничающим Жириновским полностью раздеваются две стриптизёрши, у одной из которых на ягодице такое же родимое пятно, как на голове у Горбачёва. Никакого смысла в этой сценке нет, но что за российский фильм девяностых без голых женщин? Причём и в самоиронии политику не откажешь. Один из персонажей говорит, что капитан Жаров «похож на того придурка из Думы». А сам милиционер произносит: «Каждый человек должен быть на своём месте». Интересно, какую из своих ипостасей Жириновский подразумевал в этот момент?..

  Если же подытожить, то зрителя ждёт один час и двадцать минут отборного кринжа. Но он странным образом затягивает... Тем, кто хорошо помнит девяностые, картина покажется тёплой и ламповой: она словно собрана из десятков реклам, телепередач и любительских записей концертов и корпоративов, которые передавали друг другу на VHS.

И уж точно можно сказать, что снять такой странный фильм могли лишь в то странное время….

(Украдено с DTF, но отредактировано мной для лучшей читабельности для Вомбата)