От саней до кареты, личный транспорт 18-19 века
Трудно соревноваться с креативными вомботянами, которые уже написали великолепные посты и про современный и про сказочный транспорт, но "История" мне должна помочь.
Меня всегда поражал факт, как быстро забывается материальная культура, вышедшая из употребления. Недавно проскакивал ролик, как молодёжь безуспешно пытается воспользоваться дисковым телефоном. Я лично зачастую пасую перед описаниями экипажей 18-19 века, в которых ездят исторические персонажи или литературные герои. Видов гужевого транспорта было превеликое множество. Остановимся на личном транспорте.
В нашем богоспосаемом отечестве зима может стоять по полгода, и дороги не в пример лучше, и лошадки бегут быстрее, и ездить можно на:
Возок - крытая повозка на полозьях. Возок хвалят за тепло и комфорт, по большому счету зимняя карета.

Дровни — крестьянские сани для перевозки грузов.

Сани – предназначены для перемещения пассажиров, в них можно ездить, закутавшись в шубу. Подозреваю, что сами сани могли называться и «розвальнями» и «пошевнями», что не меняло их суть, но пошевни, или еще обшевни имели бонус в виде скамеечки и были обшиты лубом или тесом.

Но можно было «поставить на зимний ход» колесный летний экипаж. К кибитке, бричке или карете (описание что это такое будет ниже) спереди и сзади крепились «полозки» — приспособления, похожие на укороченные санки.
Летом выбор экипажей был явно богаче:
Для парадных выездов:
Карета (слово заимствовано в середине XVII века из польского языка, который сам получает это слово из череды заимствований из латыни carrus «повозка на четырех колесах») – самый комфортабельный экипаж с закрытым кузовом и обязательно с рессорами. Внутри всегда были мягкие сидения, окошки. Для входа в карету была специально откидывающаяся ступенька – подножка. Даже в лёгкую карету запрягалась пара лошадей. Но чаще использовались три или четыре лошади. Сюда же относится Колымага или Рыдван – старинные громоздкие кареты. В Москве был Колымажный двор в отличие от Петербурга, где двор был уже Каретный.


Для города и людей попроще:
Коляска – простой и лёгкий экипаж. Кузов был открыт, верх мог откидываться. Чаще всего запрягались двойкой или тройкой лошадей. Фаэтон, Эгоистка и Ландо – разновидности городских щегольских колясок.



Дрожки, Бегунки, Пролётки – первоначально длинные брусья крепились к осям, а сверху клалась доска, но позже дрожки обрели кузов и рессоры – по сходству их иногда стали называть колясками. Чисто городской экипаж, не пригодный для длительных переездов.
Кабриолет и Шарабан (от французского char a bancs — повозка со скамьями) – одноконный двухколесный рессорный экипаж с высоким сидением, которым правит один из ездоков.

Таратайка - двухколесная повозка с откидным верхом

Одноколка — легкий маневренный экипаж с одной парой колес.

Для путешествий:
Тарантас – рассчитан на передвижение по дорогам, а не в городе. Их прочность была гораздо важнее красоты.

Бричка – как и тарантас использовалась для дальних поездок, но была значительно легче. Бывали как безрессорными, так и рессорными. Модельный ряд этого экипажа был бесконечен, вариантов исполнения — множество, поэтому бричкой могли назвать все по статуснее кибитки, но попроще кареты.

Дормез (в переводе с французского «спальная») – карета со спальным местом для дальних путешествий, поэтому в ней предусматривалось дополнительное пространство для багажа.

Для работы:
Кибитка – почти любая полуоткрытая повозка. По факту – это обозначение
верха экипажа, которое в результате распространилось и на сам экипаж.
Телега — крестьянский экипаж перевозки грузов, самих крестьян и небогатых
путешественников

P.S. что то точно забыл, добавляйте
Комментарии