Трудно соревноваться с креативными вомботянами, которые уже написали великолепные посты  и про современный и про сказочный транспорт, но "История" мне должна помочь.

Меня всегда поражал факт, как быстро забывается материальная культура, вышедшая из употребления. Недавно проскакивал ролик, как молодёжь безуспешно пытается воспользоваться дисковым телефоном. Я лично зачастую пасую перед описаниями экипажей 18-19 века, в которых ездят исторические персонажи или литературные герои. Видов гужевого транспорта было превеликое множество. Остановимся на личном транспорте.

В нашем богоспосаемом отечестве зима может стоять по полгода, и дороги не в пример лучше, и лошадки бегут быстрее, и ездить можно на:

Возок  - крытая повозка на полозьях. Возок хвалят за тепло и комфорт, по большому счету зимняя карета.

Возок Елизаветы Петровны
Возок Елизаветы Петровны

Дровни — крестьянские сани для перевозки грузов.

отлично подходят для обновления пути...
отлично подходят для обновления пути...

Сани – предназначены для перемещения пассажиров, в них можно ездить, закутавшись в шубу. Подозреваю, что сами сани могли называться и «розвальнями» и «пошевнями», что не меняло их суть, но пошевни, или еще обшевни имели бонус в виде скамеечки и были обшиты лубом или тесом.

не пора ли лошадку быструю запречь?
не пора ли лошадку быструю запречь?

Но можно было «поставить на зимний ход» колесный летний экипаж. К кибитке, бричке или карете (описание что это такое будет ниже) спереди и сзади крепились «полозки» — приспособления, похожие на укороченные санки.

Летом выбор экипажей был явно богаче:

Для парадных выездов:

Карета (слово заимствовано в середине XVII века из польского языка, который сам получает это слово из череды заимствований из латыни carrus «повозка на четырех колесах») – самый комфортабельный экипаж с закрытым кузовом и обязательно с рессорами. Внутри всегда были мягкие сидения, окошки. Для входа в карету была специально откидывающаяся ступенька – подножка. Даже в лёгкую карету запрягалась пара лошадей. Но чаще использовались три или четыре лошади. Сюда же относится Колымага или Рыдван – старинные громоздкие кареты.  В Москве был Колымажный двор в отличие от Петербурга, где двор был уже Каретный.

Карета дорого-богато, лучшие мастера, и стоимость соответствующая
Карета дорого-богато, лучшие мастера, и стоимость соответствующая
А это дорого-богато за век до карет - перед вам царская колымага
А это дорого-богато за век до карет - перед вам царская колымага

Для города и людей попроще:

Коляска – простой и лёгкий экипаж. Кузов был открыт, верх мог откидываться. Чаще всего запрягались двойкой или тройкой лошадей. Фаэтон, Эгоистка и Ландо – разновидности городских щегольских колясок.

Фаэтон, в честь сына Гелиоса
Фаэтон, в честь сына Гелиоса
Эгоистка она и есть
Эгоистка она и есть
Ландо - многоместный экипаж
Ландо - многоместный экипаж

Дрожки, Бегунки, Пролётки – первоначально длинные брусья крепились к осям, а сверху клалась доска, но позже дрожки обрели кузов и рессоры – по сходству их иногда стали называть колясками. Чисто городской экипаж, не пригодный для длительных переездов.

Кабриолет и Шарабан (от французского char a bancs — повозка со скамьями)  – одноконный двухколесный рессорный экипаж с высоким сидением, которым правит один из ездоков.

Кабриолет джентльмена в понимании 19 века
Кабриолет джентльмена в понимании 19 века

Таратайка - двухколесная повозка с откидным верхом

уж больно мне нравится это слово
уж больно мне нравится это слово

Одноколка — легкий маневренный экипаж с одной парой колес.

между прочим царский экипаж
между прочим царский экипаж

Для путешествий:

Тарантас – рассчитан на передвижение по дорогам, а не в городе. Их прочность была гораздо важнее красоты.

Эх дороги, взглянешь и порадуешься за технический прогресс
Эх дороги, взглянешь и порадуешься за технический прогресс

Бричка – как и тарантас использовалась для дальних поездок, но была значительно легче. Бывали как безрессорными, так и рессорными. Модельный ряд этого экипажа был бесконечен, вариантов исполнения — множество, поэтому бричкой могли назвать все по статуснее кибитки, но попроще кареты.

Бричка седан, баклажан!
Бричка седан, баклажан!

Дормез (в переводе с французского «спальная») – карета со спальным местом для дальних путешествий, поэтому в ней предусматривалось дополнительное пространство для багажа.

От саней до кареты, личный транспорт 18-19 века

Для работы:

Кибитка – почти любая полуоткрытая повозка. По факту – это обозначение верха экипажа, которое в результате распространилось и на сам экипаж.
Телега — крестьянский экипаж перевозки грузов, самих крестьян и небогатых путешественников

основное средство передвижения, так телега, натяни тент и будет кибитка
основное средство передвижения, так телега, натяни тент и будет кибитка

P.S. что то точно забыл, добавляйте