Потихоньку всё-таки делаю ведьмачью лекцию, вот пока писала про полудниц, наткнулась на статью про щекотку в свете общеславянских данных, и Остапа понесло.

Иногда явления, которые нам кажутся несущественными, недостойными упоминания, таковыми в народной культуре не являются. Более того, наделяются особыми смыслами. С щекоткой примерно то же самое. Исследования этого концепта тесно связаны с исследованиями концепта смеха. В комментариях оставлю ссылки на статьи, а там уже можно будет порыться в библиографии, если интересно.

Защекочу!


Начнём с того, как щекотка и реакция на неё оценивается в поведении людей.
Думаю, многие знают поверье, что, если человек боится щекотки, то он ревнивый. Лол ну и бред. При этом в традиционной культуре в таком случае мужская ревность оценивалась негативно, а женская – окей. Читала записи, где информанты такие: “ну, если мужик бабу от ревности колотит, то ну его нафиг. По любви – можно, а от ревности – дичь!” Сижу. Думаю.
Почему же женская ревность в данном случае ок? Объясняется это так, что “она семью сохраняет, а мужик с жиру бесится, он-то взял и ушёл, а баба куда уйдёт, всё на ней”.

Однако при этом реакция женщины на щекотку “означала” другое: уровень социальной ответственности. Мол, если хохочет – неверная будет/уже гуляет; только взвизгнет, а дальше терпит – окай; если  вообще не боится – про ответственность не сказано, но потенциально бездетна. Мораль такова: терпи всегда, терпи везде, терпи на суше и в воде.


Также после обряда вступления в “девичество” девочек (уже девушек) родственницы намеренно щекотали, чтобы проверить, как у них судьба в плане отношений сложится: если не реагирует, то замуж не выйдет или выйдет поздно.

Ещё щекоткой определяли ок или не ок домашние животные: если кошку пощекотать, и она мурлычет, значит, хорошо мышей ловить будет. Если лошадь терпит щекотку, значит, выносливая, работать хорошо будет.

В целом щекотку редко считают положительным действием, этот вид поведения регулируется множеством запретов. Например, нельзя никого щекотать в определённые дни. На Троицкой неделе нельзя щекотать мужчин (что это вы тут русалок косплеите?!), иначе они утонут. Нельзя щекотать и в “грозовые праздники” (Петров или Ильин день, Егорьев день и др.) – человек умрёт в этом же году, даже если здоров, его может наказать “владелец” праздника и убить молнией. В день Ивана Постного запрет тоже работает, а то будут боли в руках, может конечности скрючить, а того, кого пощекотали, ждёт эпилепсия. Здорово, правда?!

В неурочный час тоже нельзя. Обычно это полдень или полночь. А то беда случится.

Также надо быть осторожным с конкретными половозрастными категориями: нельзя щекотать младенцев, беременных женщин, девочек от наступления менархе примерно до 15-16 лет, рекрутов и т.д. Существовали и категории людей, которЫМ запрещалось без надобности щекотать кого-то другого, а то беду принесут: солдатки, вдовы, бездетные женщины. А то вдруг в процессе щекотки они свои социально значимые качества передадут “жертве”.

Нельзя щекотать пожилых людей, это может спровоцировать их смерть. И наоборот, люди, которые “зажились”, иногда сами просили, чтобы их пощекотали и тем самым приблизили смерть.

И, думаю, здесь-то мы и перейдём к мифологическим персонажам. Поскольку щекотка – это не очень круто в народной культуре, потому есть несколько персонажей народной демонологии, которые щекочут людей, и тем самым приносят им вред вплоть до летального исхода.

Защекочу!


Разумеется, первыми приходят в голову русалки, которые известны тем, что могут защекотать до смерти. Ласка (реальное животное, но наделённое мифологическими чертами) щекочет домашних животных. Также защекотать человека или скотину может домовой. Иногда кикимора. Шуликуны тоже могут защекотать до смерти. Такой южный персонаж как лобаста (очевидно, заимствование из “албасты”) способна защекотать человека сосками своих огромных грудей (ну, как и те же русалки). Сюда же полудницы, лешие, мертвецы и черти.

Защекочу!


Процитирую статью Виноградовой и Гуры: “В ходе длительных дискуссий о природе смеха специалисты-психологи пришли к заключению, что нервный истерический смех от щекотки (рефлекторная реакция при тактильном воздействии на кожу) может быть противопоставлен смеху как выражению эмоций по признаку вредоносности, присущей первому из них, и может восприниматься как подлинное насилие над человеком”. Собственно, тех, кто боится щекотки, она обезоруживает, человек смеётся и не может контролировать собственное тело, таким образом, смерть скорее наступает именно от иступленного долгого смеха и физической беспомощности, вызванных непрекращающимся воздействием мифологического персонажа.
 

В Нижегородской области есть прямо отдельный тип лесных персонажей, которые исключительно щекоткой и занимаются: буквально щекотунчики или волосатики.

Защекочу!

А вы боитесь щекотки? Я – да. Узнала о себе много нового, ахаха. Но ничего не совпадает.