Музей Суворова в Новой Ладоге
Воля властителя, особенного великого, двигает целые народы, что уж тут говорить о городах. Пётр Первый повелел, перенести город Ладога на новое место вместе со всеми жителями и даже зданиями (перевезли на новое место несколько церквей). Так в начале 18 века возник город, который называется Новая Ладога. Город уездный, не плохо сохранившийся, поскольку не пострадал во время Великой Отечественной, но сказать, что если вы в нём не побываете, то прям туристическая катастрофа, совсем нет. Поэтому меня персонально очень радует, когда даже на скромном историческом багаже пытаются создать, что-то новое и привлекательное.
Весной 1763 молодой полковник Суворов Александр Васильевич принимает командование Суздальским пехотным полком. Полк размещается на Васильевском острове, но уже в 1764 году он переведён в Новую Ладогу. 4 года будет продолжаться мирная жизнь выдающегося полководца. С солдатами проводится учебная работа и если надо без подготовки взять монастырскую стену в рамках учений, то это будет сделано (ох потом был скандал с матушкой настоятельницей). Для солдатских детей строится школа, для полка – полковая церковь. Суворов сажает в Ладоге плодовый сад и работает над книгой «Полковое учреждение», которое подготовит следующий теоретический труд полководца «Науку побеждать».

Этому этапу жизни Суворова посвящен маленький, но от этого не менее приятный музей – «Музей А.В. Суворова в Новой Ладоге», по адресу Ленинградская обл., Новая Ладога, ул. Суворова, дом 12А. Музейчик на одну комнату, исторических сокровищ не густо, но это искупается максимальной попыткой в интерактив, что мне кажется, идеально при имеющейся экспозиции.






А теперь несите сову. Суворов с Наполеоном не встретился на поле боя, но по достоинству оценил его таланты:
"О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемонтцев. О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска — более не надобно. Противники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен он как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем. Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли,— он погибнет".
Наполеон же отзывался о Суворове, как о генерале огромной воли, но недостаточного ума, что лишний раз демонстрирует огромное самомнение Бонапарта. На самом деле уважение Наполеона к Суворову проявилось в отношении к поверженным Суворовым Наполеоновским генералам. Обычно разбитые генералы (если только они не были близкими родственниками), удалялись Наполеоном от командования, а все генералы, разбитые Суворовым, были прощены. Пример, тому Макдональд, который уже став прославленным маршалом, говорил русскому послу в Париже: «Я был молод во время сражения при Треббии. Эта неудача могла бы иметь пагубное влияние на мою карьеру, меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов».


Комментарии