Часть 3. Готовимся к встрече нового года.

Уже получается третий пост.

Первый пост был про фильмы создающие у меня новогоднее настроение https://vombat.su/post/17074-chast-1-gotovimsya-k-vstreche-novogo-goda, второй про самый известный формат новогодней передачи «Голубой огонёк» https://vombat.su/post/17483-chast-2-gotovimsya-k-vstreche-novogo-goda, а про что написать третий?

Давайте вместе вспомним, что было интересного предложено в качестве новогодних программ...

Это был по-настоящему прорыв! Это было свежо, современно и интересно! Такое ни кто до этого не делал. Комбо из двух беспроигрышных ударов, мюзиклы и ностальгия…

Часть 3. Готовимся к встрече нового года.

Для меня это очень личная серия программ. Первые старые песни о главном я смотрел дома с родителями. В тот год меня ещё не отпустили встречать новый год с друзьями. Это был мой последний детский новый год. И как было удивительно, что новый год можно показать не в виде «Голубого огонька», а в виде фильма. Пусть кривоватого, всё же на главных ролях были не актёры, а певцы, но такого максимально душевного фильма…

«Старые песни о главном» — цикл музыкальных телефильмов ОРТ, выходивших в конце 1990-х годов на Новый год. Продюсерами и авторами идеи цикла были Константин Эрнст и Леонид Парфёнов. Телевизионный проект стал символом набирающей силу ностальгии по СССР.

Идея концепции проекта возникла случайно, во время съёмок специального выпуска программы «Портрет на фоне» об Алле Пугачёвой. Константин Эрнст и Леонид Парфёнов заметили, что на концертах певицы самыми бурными овациями сопровождается песня «Большак» из советского фильма «Простая история» с Нонной Мордюковой, которую в оригинале исполняла оперная певица Валентина Левко. Эта песня была в репертуаре Пугачёвой вставным номером (одиноким посвящением советской эпохе). Большое влияние оказал также снятый ранее на ОРТ «Русский проект», в котором участвовали известные советские актёры и который пользовался популярностью у зрителей. Леонид Парфёнов вспоминал, что идею для названия программы ему подсказала песня группы «Браво» «Верю я», которую исполняла её участница Жанна Агузарова. В ней были строчки «он пропоёт мне новую песню о главном».

Передачи представляли собой мюзиклы с участием известных артистов эстрады. Мюзиклы состояли из перепевок советских и зарубежных песен, популярных в СССР. Каждый выпуск представлял собой отдельный сюжет, происходящий в отдельную эпоху отечественной истории. Всего было выпущено четыре фильма: первый был стилизован под вторую половину 1940-х — начало 1950-х годов, второй — под 1960-е, третий — под 1970-е и первую половину 1980-х, а четвёртый — под все эпохи, включая современную. Набор песен был соответствующим. По замыслу авторов, исполнение старых песен современными артистами должно было объединять разные поколения зрителей, когда молодых привлекал артист, а старших — песня. Старые песни, исполненные современными артистами, в дальнейшем получили широкую популярность и регулярно звучали на различных радиостанциях.

Часть 3. Готовимся к встрече нового года.

В 90-е годы подобный формат просто не существовал, канув в лету, потому что это было что-то из сильно далекого прошлого. Стоимость первой части «Старых песен о главном» была просто зашкаливающей. Как рассказывал Константин Эрнст, по тем временам на эти деньги можно было снять блокбастер. Никто и не предполагал, что блокбастером окажется новогодний концерт с реверансом в сторону фильма «Кубанские казаки».

«Это была большая афера, потому что никто до нас раньше этого не делал», — повторяет Эрнст.

Однако оба автора в своих поздних интервью лукавят, о прорывном проекте. Фактически на момент реализации идеи телеканалом ОРТ, концепция был уже откатана Леонидом Парфёновым в Новогодней передаче «Новогоднее ТелеВидение» в ночь  с 31 декабря 1994 на 1 января 1995 года на телеканале НТВ. За данную передачу Леонид Парфенов (автор и по совместительству ведущий) и Александр Файфман (продюсер) получили «ТЭФИ» в номинации «Лучшая развлекательная передача». Проект был по проще, чем «Старые песни о главном», но понимание, что идея может выстрелить у авторов уже было.

«ТЭФИ» — российская национальная телевизионная премия за высшие достижения в области телевизионных искусств, учреждённая фондом «Академия российского телевидения» 21 октября 1994 года. «ТЭФИ» является российским аналогом американской премии «Эмми». Первая церемония награждения состоялась 5 мая 1995 года.

В интервью предшествующему выходу передачи на НТВ Леонид Парфёнов выразил свою позицию следующим образом: «Новый год, как известно, домашний праздник. А семейное торжество располагает к тому, чтобы слушать и подпевать чему-то знакомому. Поэтому неправильно устраивать премьеры новых песен — не лучше ли послушать старые?»

И это сработало идеально точно. В дальнейшем, именно отталкиваясь от данной передачи, получили своё развитие почти все знаковые Новогодние проекты. Именно на этой передаче совершенно внезапные исполнители, стали исполнять песни коллег (что так же было использовано в «Неголубом огоньке» REN-TV 2004 и 2005 годов, а так же периодически используется самим телеканалом НТВ в Новогоднем Квартирнике Маргулиса), появились не новые композиции, а композиции с историей народной любви ( все Старые песни о главном) и многие другие телевизионные ходы.

Да в прочем, смотрите сами…

Но вернёмся к «Старым песням о главном».

В июне 1995 году получив должность генерального продюсера телеканала ОРТ, Константин Эрнст, чтобы убедить всех в правильности выбора, должен был показать, что он не является случайным человеком на телевидении. И вишенкой на торте достижений должна была стать Новогодняя программа.

Для экономии съёмки производились в павильонах Мосфильма, но бюджет всё равно был очень высоким. Эрнст утверждавший, что «по тем временам на эти деньги можно было снять блокбастер», неплохо в этом ориентировался, так как собирался снимать весной 1995 года собственный фильм на киностудии «Мосфильм», чем аргументировал свой отказ одному из основных миноритариев канала Борису Березовском, занять должность генерального директора телеканала после гибели Владислава Листьева. Об этом он рассказал в интервью, посвящённому 20-летию со дня смерти Листьева.

Таким образом, осваивая огромный бюджет, на развлекательную Новогоднюю передачу, фактически была сделана единственная ставка. В случае если бы «Старые песни о главном» не запомнились, на карьере Константина Эрнста можно было ставить крест. Но первый фильм выстрелил.

Что в этом проекте не обычного? Являясь молодым руководителем, Константин Львович упустил тот нюанс, что передача Новогодняя и в этой Новогодней передаче нет никаких отсылок к Новому году! С одной стороны это нонсенс, а с другой позволяет транслировать первый фильм данного проекта круглогодично.

По сюжету первого фильма, действие происходит в советском колхозе (об этом в самом начале фильма сообщает закадровый голос Юрия Яковлева). В основе ленты — сюжетные мотивы популярной комедии «Кубанские казаки». Время действия: вторая половина 1940-х — начало 1950-х годов. В фильме сделана оговорка, что место действия неизвестно, однако, по стилю одежды (папахи, вышиванки) и манере разговора героев можно сделать вывод, что действие происходит на Кубани.

Показывается один день из жизни деревни. Молодые люди ухаживают за девушками, девушки сомневаются, фронтовики вспоминают военное прошлое. На каждый случай есть своя песня.

А лучше посмотрите сами….

Второй фильм уже имеет все признаки Новогоднего проекта. Куча отсылок к снегу и празднованию. При этом, хотя фильм ещё имеет какие-то общие завязки, но уже больше похож на кучу плохо связанных номеров. Если в первой части связующим выступал колхоз, то теперь из общего только Новый год и довольно слабые переходы между сюжетами. В авторскую группу к Эрнсту и Парфёнову добавился Андрей Гарольдович Кнышев (род. 5 ноября 1956, Москва) — советский и российский телеведущий, режиссёр и сценарист, писатель-сатирик, юморист. Один из создателей цикла передач «Весёлые ребята». Вот именно эту передачу и напоминает «Старые песни о главном  2».

Действие второго фильма происходит 31 декабря в Москве 1960-х годов. Фильм-сказка начинается в телестудии, где снимается новогодний «Голубой огонёк». Одновременно действие разворачивается также в кабачке «13 стульев», в районном Доме культуры, в маленьком дворике на Плющихе и в квартирах горожан. Все заняты приготовлениями к Новому году: кто-то идёт в гости или принимает гостей, кто-то только приехал, кому-то уже уезжать, кто-то не может вырваться с работы на праздник, а для кого-то работа связана с праздником…

Третий фильм уже целенаправленно называется «Проект Константина Эрнста» о чём нам и сообщается, прямо, перед тем как появится название. Количество авторов упомянутых в Википедии значительно, но ни одного человека имеющего опыт написания сценариев не указано. Так что вполне возможно, что именно сам Эрнст это и собрал.

Здесь уже нет Парфёнова, нет историчности, нет склеек и переходов, как во второй части. В качестве склейки музыкальных номеров выступают герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Выглядит, конечно, более целостно, но, к сожалению, и песни, и исполнители показаны достаточно слабо.

Как уже упоминал, данный фильм является своеобразным продолжением фильма «Иван Васильевич меняет профессию». События происходят в новогоднюю ночь 1997—1998 годов, спустя 24 года после событий фильма. По сюжету, главные герои (инженер Шурик, Бунша, Зина и Ульяна Андреевна) собираются праздновать Новый год, и Шурик решает представить гостям воссозданную (и модернизированную), ту самую свою машину времени. Отправившись в XVI век, они обнаруживают там постаревшего Жоржа Милославского, который уже 25 лет сидит регентом вместо сбежавшего Ивана Грозного; царь тогда настолько вдохновился профессиями Зины и Якина, что сам решил попробовать себя в киноискусстве и вместо царских палат ушёл на «Мосфильм». Стремясь исправить нарушение хода истории, герои повторно включают машину времени и отправляются в 1970-е годы на поиски царя, мечтающего стать актёром.

Дальнейшее действие разворачивается в павильонах «Мосфильма», где герои в поисках беглого царя становятся свидетелями съёмок легендарных фильмов и музыкальных клипов, а также в царских палатах, где оставшийся присмотреть за престолом Иван Васильевич Бунша встречал разных гостей и слушал их музыкальные выступления.

Следующая часть, для меня самая слабая. Здесь, как и в предыдущем случае указывается что это «Проект Константина Эрнста». Сценаристов гораздо меньше, всего трое, за то каких…

1. Алексей Викторович Козлов (род. 10 сентября 1959) — российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер, руководитель кинокомпании.

2. Николай Юрьевич Поздеев (род. 25 марта 1958 года, Нарьян-Мар) — советский и российский конферансье, актёр, режиссёр. Заслуженный артист России (1995). Кавалер Ордена Почёта (2021) и Ордена Дружбы (2007)

3. Олег Павлович Гусев (род. 13 августа 1957, Омск) — режиссёр-клипмейкер, пионер российского музыкального видео. Создатель клипов Филиппа Киркорова, Анжелики Варум, Натальи Ветлицкой, Валерия Меладзе, Максима Галкина, Софии Ротару. Автор и постановщик ряда телевизионных мюзиклов, включая четвёртую часть проекта «Старые песни о главном»

Все в первую очередь актёры-режиссёры (при чём не самые успешные в фильмопроизводстве, то есть заряженные на короткий метр) и только где-то там, в конце списка, сценаристы…

Вот и четвёртая часть и получилась красивой, клиповой, но совершенно не смотрибельной…

По сюжету действие происходит в волшебном отеле, где все постояльцы сдают свои часы господину Портье, как требуют правила. Каждый номер отеля — это число, обозначающее год, когда песня была спета впервые, а постоялец — исполнитель песни. При этом фильм охватывает песни разных эпох XX века: с 1930-х годов по 1990-е. Главная героиня — служанка, которая не сдала часы, в которых живёт зелёный кузнечик, обладатель неповторимой мелодии. За служанкой приударивает господин Управляющий, даже делает ей предложение, но она ему отказывает. Но вскоре он узнаёт о мелодии и решается повторить её, чтобы продать господину Продюсеру, прибывшему в отель по воле судьбы и ищущему ту самую песню.

Идея то у четвёртой части классная, вот исполнение подкачало. Зачем заставлять петь местных артистов на иностранных языках, неужели закончились ностальгические отечественные песни? Почему авторами сценария выступили не опытные сценаристы, а режисёры-клипмейкеры? Для меня осталось не понятным…

Вот на этой не особо радужной ноте, мы и закончим экскурс в историю проекта «Старые песни о главном».

С вами был ваш и теперь только ваш исследователь dewqas.

Ссылки на источники, может что-то не указал.