Уголовный ликбез. Часть 2
Перед вами продолжение моей серии авторско-банальных статей, посвященной наиболее актуальным темам уголовного производства. Первую часть можно найти по ссылке.
Квалификация преступления - это очень важно
“Вот этот человек сбил пешехода - он убийца” - очень часто такой довод можно услышать в обсуждении очередного Ефремова. Но дело в том, что как правило это не убийство, причем речь здесь не о филологическом смысле слова, а конкретных последствиях. Фишка в том, что по статье 105 можно уехать в исправительное учреждение на срок вплоть до 15 лет, а вот за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека только на 5 в обычном случае или до 12, если водитель был в состоянии опьянения. Разница довольно ощутима. Преступления, связанные со смертью - это вообще очень обширный зоопарк статей, например, есть еще просто причинение смерти по неосторожности - там тоже срок в разы меньше убийства. Для преступника, очевидно, есть очень большая разница какое именно обвинение выдвинут ему.
Если говорить о максимально правильном уголовном процессе, то следствие должно точно оценить все условия и филигранно выцепить одну единственную конкретную статью, соответствующую событию. На практике, конечно, очень часто встречаются различные нюансы. Во-первых, возбудить дело по одним статьям гораздо проще, чем по другим, а поэтому следствие может пойти на уловку, начав с относительно лайтового обвинения и закончив гораздо более серьезным. Такая возможность существует банально по той причине, что в процессе следствия могут открыться новые подробности и ограничивать процесс только изначально инкриминируемой статьей нельзя. Во-вторых, нередко встречаются ситуации, где то или иное условие можно трактовать по разному. Например, убийство от причинения смерти по неосторожности главным образом отличается наличием умысла именно на смерть человека. Вот скинул Петя на Сергея кирпич с крыши - это что? Если он хотел этим кирпичом лишить Сергея жизни, то это убийство, если хотел попугать, но случайно выронил или хотел кинуть мимо, но все же попал - причинение смерти по неосторожности. А кто же знает, кроме самого Петра, какой мотив был? Может и нет никаких поводов для убийства, однако же именно это и хотел сделать, а может Петя до этому Сереже публично обещал самые мучительные страдания, хотя по факту убивать его не был готов. В-третьих, одна единственная деталь может серьезно поменять квалификацию в рамках той же статьи, как с группой лиц, о которой я писал в предыдущем статье, и вот уже штраф легко заменяется на реальный срок.
Был бы человек, а статья найдется
Немного о составе преступления. Когда-то доктрина уголовного производства предусматривала признание преступника гарантированным доказательством его вины, ведь субъект преступления уже есть (сейчас в целом суды стали относиться скептичнее к ранее данным подсудимым признаниям). Но и тогда, и сейчас, найти остальной состав все равно нужно. Если Вася придет в органы с чистосердечным признанием о том, что он убил своего собутыльника Олега, органам все равно нужно будет установить факт убийства: узнать где убил, когда и вообще куда труп спрятал. Если на следующий день окажется, что Олег вполне себе сидит в запое у себя в квартире, а Васе все почудилось в ходе диалога с грызунами из семейства беличьих, то ему разве что грозит физическое замечание.
Сейчас, по крайней мере в это хочется верить, даже при отсутствии Олега дома, органам все равно придется потрудиться, не зря ведь появилась поговорка "нет тела - нет дела". Вася в конце концов может передумать и отказаться от своих показаний, уйдя в несознанку и без доказательной базы возбудиться будет сложно. Такой поворот событий может на полном серьезе развалить уголовное дело, которое строилось исключительно на признании. Даже если в деле есть и труп, и косвенные доказательства, и может быть даже подтвержденные свидетелями слова о том, что Вася активно обещал Олегу неприятности, все это все равно должно быть сложено в один пазл. Например, если на момент совершения преступления, Вася сидел в вытрезвителе, головоломка уже не складывается. Так что, когда вы слышите в интернете очередные утверждения о том, что органы бездействуют и не могут посадить преступника, не забывайте о том, что вы банально можете не иметь всей картины преступления. Заявления какого-то ноунейма в интернете о том, что для него все очевидно - это не состав преступления. Не ведитесь на чужие эмоции. В конце концов, вряд ли вы сами хотите стать жертвой народного гнева исключительно по той причине, что кому-то что-то показалось.
Срок отбывания наказания зависит от содержания под стражей до вынесения приговора
Каждый день пребывания в следственном изоляторе засчитывается за полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, а также за два дня отбывания наказания в колонии-поселении. Эта норма предусмотрена статьей 72 УК РФ и была введена относительно недавно - в 2019 году. Правозащитники добивались ее достаточно долго, апеллируя к довольно скверным условиям СИЗО, которые по мнению некоторых, хуже, чем в колонии общего режима из-за плохого оснащения таких заведений и их переполненности. Именно эта норма довольно часто вводит в заблуждение сторонников максимально жестких приговоров для опасных по их мнению преступников, ведь порой случается так, что приговор вынесен, а человек выходит на свободу, так как свое уже отбыл за время проведения следствия.
Также стоит заметить содержание в СИЗО равно одному дню тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима, но по крайней мере после длительного судебного процесса человек не начинает свой срок с “чистого лица”. А вот время нахождения лица под домашним арестом хоть и гораздо меньше травмирует подсудимого, но и за засчитывается как полдня содержания под стражей или лишения свободы. Тут, конечно, можно было бы пойти вообще от обратного, мол в СИЗО не сидел, значит и никаких проблем не испытывал, но домашний арест все же налагает некоторые ограничения на человека, а поэтому тоже не самое приятное времяпрепровождение, если в судебном приговоре вообще можно найти хоть что-то приятное.
Виды наказания прямо предусмотрены статьей, но не всегда
Часто в интернет дебатах можно наткнуться на заявления о том, что человек по мнению обывателя получил слишком маленький срок. Тут, конечно, можно вспомнить давно известную истину, что судить других всегда проще, а вот попади сам ты в такую ситуацию, любой реальный срок будет слишком большим. Но это лирика. Закон же прямо говорит нам о том, что каждый приговор выносится в рамках тех сроков, которые предусмотрены Уголовным кодексом. “Обычное” убийство - от 6 до 15 лет, мошенничество - до 2 лет и т.п. Для справки: посадить по одному преступлению могут на 20 лет максимум, при назначении наказания по совокупности преступлений - 25, а по совокупности приговоров - 30. Исключение - пожизненное заключение: оно устанавливается только для особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь и общественный строй и безопасность государства, и возможность его применения прямо указано в самой статье.
Еще в исключительных обстоятельствах максимальный срок наказания может быть установлен ниже минимального. Это отдельная норма, указанная в статье 64 УК РФ и работает она не часто, ибо исключительный случай. Но у такого решения все равно есть свои пределы, например, лишение свободы не может быть меньше 2 месяцев в принципе. Указанная оговорка в теории может стать тем самым способом избежать серьезного срока и, как следствие, вызвать сильнейшее негодование у населения, мол очередной беспредельщик в очередной раз вышел сухим из воды, но практика говорит о том, что есть иные, куда более эффективные методы.
Исправительные работы - это не мести дворы
Часто наблюдаемый в западных фильмах образ: злобный злодей в наручниках и ярко оранжевой робе убирает улицу, символизируя/симулируя тем самым свое раскаяние. Как правило, слыша слова “исправительные работы”, население вспоминает именно такую картину. На самом деле под исправительными работами подразумевается наказание в виде удержания определенной суммы из заработной платы приговоренного. Это может быть и текущее место работы и назначенное судом. Если официального места работы нет, то тут уже могут назначить где-нибудь по месту жительства, так что косвенно все же к подметанию дворов приговор приведет, но по сути просто за “тунеядца” таким образом принудительно улучшат статистику по безработице. Теоретически в этом случае человек даже что-то заработает, ведь все деньги отбирать с зарплаты не могут.
А вот когда суд направляет мести те же дворы в свободное от работы время и забесплатно - это обязательные работы и, насколько я знаю, в рамках российской уголовной системы такая мера не применяется, ибо зело геморройно для государственного аппарата.
Условное - тоже наказание, хотя и не очень
Условное осуждение (не путать с условно-досрочным освобождением) применяется к тем случаям, когда выносится приговор с лишением свободы, исправительными работами и некоторыми другими случаями. Штраф условным быть не может, кстати говоря. Это тоже наказание, но ни в одной из статей особенной части “условного лишения свободы” нет. Дело в том, что условка - это по сути отдельная надстройка, отмена реального отбывания заключения в рамках статьи 73. Суд назначает ее в том случае, если преступление не является тяжким или особо тяжким, а подсудимый проявил себя как почти исключительно положительная личность, мол оступился - с кем не бывает. Вот тут как раз все же возможно сработают смягчающие обстоятельства, а ранее упомянутый дядя прокурор может неожиданно умерить свой суровый нрав и попросить судью сильно не бить. В этом случае осужденному назначается испытательный срок, в течение которого он должен переходить дорогу только на зеленый свет, исправлять причиненный вред и вообще вести себя как ангелочек. Испытательный срок может длиться от 6 месяцев до 5 лет в зависимости от тяжести преступления.
Таким образом, суть замена реального наказания условным в полной мере соответствует словарному значению слова “условный”. То есть, мы тебя, конечно, осудили, но ты прям такой весь из себя хороший, а поэтому иди дальше живи обычной жизнью, только больше преступлений не совершай и отчитываться нам не забывай. При этом условку могут снять как в “положительную” сторону, так и “отрицательную”. Положительная - это когда закончился испытательный срок, тебя поцеловали в ушко и погасили судимость. С момента окончания испытательного срока с положительным исходом единственной твоей проблемой остается запись в справке о наличии судимости, в остальном твоя жизнь почти как белый лист.
Отрицательный вариант, очевидно, наоборот, ведет к неприятному исходу: условное отбывание наказания заменяют реальным и, если изначально речь шла о лишении свободы, осужденный отправляется в соответствующее место. Ну а если органы не уверены что с тобой делать, испытательный срок могут продлить вплоть до одного года. И вот, кстати, про упомянутый вскользь переход на зеленый свет. Заменить условный срок реальным могут и за систематическое совершение административных преступлений. Нарушение ПДД пешеходом, если что, тоже административка. Два раза тебя за руку не на зебре поймали - в теории, ты "попал".
Ну и, наконец, тюрьма - это конкретное заведение
Слово “тюрьма” прочно ассоциируется у многих с обобщенным названием мест лишения свободы, на самом же деле это лишь один из ее видов. А "зона" - это вообще жаргонное слово, обозначающее исправительную колонию. Правильное обозначение группы заведений в целом: исправительные учреждения или места отбывания лишения свободы. Здесь, наверное, можно было бы еще много чего написать, но исправительные учреждения тянут на совсем отдельную заметку по количеству возможной информации.
Комментарии