Малый автомобильный справочник вомбата. Индексация автомобилей в СССР и РФ

Выкроил немножко времени и решил продолжить начатую в рамках одного из Ивентов работу по просвещению. 
В первой части мы узнали, что же такое автомобиль, и немножко окунулись в историю его появления. 
А вот сегодня будем разбираться в индексации автомобилей СССР и Российской Федерации.
А начать хочется с истории.

Изначально автомобильная промышленность молодой Советской России никакими индексами себя не связывала. 

Первые автомобили имели материнские индексы.

К примеру АМО-Ф-15, не просто так Ф-15.

Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, сборку которого завод АМО вёл с 1919 по 1924 год. При этом в конструкцию машины были внесены существенные изменения.

К подготовке собственного производства этого грузовика на АМО приступили в январе 1924 года. К этому времени на заводе имелось 163 полученных из Италии чертежа, а также 513, изготовленных уже на АМО в прежние годы. Кроме того, имелись 2 эталонных экземпляра FIAT 15 Ter, хранившихся в особом помещении.

Таким образом Ф-15 это всё та же отсылка к ФИАТ 15.

АМО-Ф-15 фотография с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=09ae0475909b25a22bfaa43d53df4d899c73679e-5865527-images-thumbs&n=13
АМО-Ф-15 фотография с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=09ae0475909b25a22bfaa43d53df4d899c73679e-5865527-images-thumbs&n=13

Ранние системы индексации

Первая чёткая система индексации автомобильной промышленности СССР была создана в 1943 году по инициативе ГАЗа в Отделе главного конструктора завода Самуилом Абрамовичем Человым (вот не нашёл его фото, хотя и искал неоднократно) и использовалась даже после введения новой системы образца 1966 года вплоть до XXI века (например, ЛАЗ–695Н производился до 2010 года).

ЛАЗ–695Н. Фото с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=H8NQvjC7i-I
ЛАЗ–695Н. Фото с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=H8NQvjC7i-I

Горьковский Авто Завод ещё в 1938 году скопировал принцип обозначений у компании «Форд», которая обычно заказывала кузова легковых автомобилей у независимых субподрядчиков и потому присваивала каждому свой номер для внутреннего пользования, отличавшийся от обозначения рамных шасси, на который он ставился. В указанный период номер кузова ставился после номера шасси: так, прототипом советской «Эмки» стал Ford 40-730.

Акопов Степан Акопович, фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Акопов,_Степан_Акопович#/media/Файл:Степан_Акопов.jpg 
Акопов Степан Акопович, фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Акопов,_Степан_Акопович#/media/Файл:Степан_Акопов.jpg 

Приказом №554 от 15 ноября 1943 года наркома среднего машиностроения Акопова Степана Акоповича на всех автомобильных заводах и заводах смежных производств была введена так называемая Единая система нумерации деталей, узлов и агрегатов и моделей автомобилей. Первоначально по этой системе каждому автомобилю присваивалось обозначение-индекс из соединённых дефисами аббревиатуры завода-изготовителя и двух номеров основных частей легковушки – шасси и кузова, по «фордовской системе» – или трёх номеров основных частей грузовика – шасси, кабины и платформы – которые назначались из выделенного каждому из пяти тогдашних заводов страны диапазона (например, Москвич-400-422 или ГАЗ-51-71-80).

Москвич-400-422, фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/669699407098301497/
Москвич-400-422, фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/669699407098301497/

Вскоре стало понятно, что систему нужно упростить, и грузовые автомобили уже к 1945 году стали обозначаться одним только номером шасси, а легковые машины аналогично сократили свои индексы в 1955, хотя позднее через дефис могли писаться постфиксы, обозначающие модификации или модернизации модели (например, ГАЗ-24-10).

ГАЗ 24-10 фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Wolga_GAZ_24-10_1.jpg
ГАЗ 24-10 фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Wolga_GAZ_24-10_1.jpg

Многим важным узлам и агрегатам автомобилей, например, двигателям и КПП, также присваивались номера из тех же диапазонов и аналогичные индексы. Для обратной совместимости уже использующиеся или использовавшиеся в серийном производстве номера (как для автомобилей, так и для их частей, никакой разницы не проводилось) резервировались: так, ЯАЗ не получил номера 202 и 203, поскольку две модификации мотора ГАЗ-11 уже назывались ГАЗ-202 и ГАЗ-203, но на не пошедшие в серию опытные образцы (например, ГАЗ-21 1936 года) это не распространялось, их номера можно было использовать вторично.

НАМИ-050 "Белка" фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/random-transportation-pictures--823314375643470955/
НАМИ-050 "Белка" фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/random-transportation-pictures--823314375643470955/

Ниже за диапазонами в скобках указаны примеры и примечания:

  • 010–099: НАМИ (НАМИ-012)
  • 1–99: ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24)
  • 100–199: ЗиЛ (до июня 1956 года ЗиС) (ЗиЛ-130)
  • 200–249: КрАЗ (до 1958 года ЯАЗ) (ЯАЗ-200)
  • 250–299: Новосибирский автозавод НАЗ (существовал в 1945—1949 гг., после чего диапазон передан КрАЗу) (КрАЗ-255)
  • 300–399: УралАЗ (до 1961 года УралЗиС) (Урал-375)
  • 400–449: АЗЛК (до 1967 года МЗМА), ИжАвто (тогда ИжМаш) (Москвич-412)
  • 450–484: УАЗ (УАЗ-450, УАЗ-451, УАЗ-452, УАЗ-469)
  • 485–499: Днепропетровский автозавод – ДАЗ (существовал в 1944–1951 гг., после чего диапазон передан УАЗу) (ДАЗ-485)
  • 500–549: МАЗ, БелАЗ, МоАЗ (МАЗ-500, БелАЗ-540)
  • 550–599: Мытищинский машиностроительный завод (ЗиЛ-ММЗ-555)(тот же самый диапазон использовался для гусеничных машин завода по индексатору ГАБТУ)
  • 600–649: КАЗ, САЗ (КАЗ-608, САЗ-643)
  • 650–674: Горьковский завод автобусов – ГЗА (позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам) (ПАЗ-652)
  • 675–689: ЛиАЗ, ЗиУ, КАвЗ (После 1962 года, до этого имел диапазон 985—999) (ЛиАЗ-677, ЗиУ-682)
  • 690–699: ЛАЗ (ЛАЗ-695)
  • 700–929: ЛКЗ, электромобили НАМИ, ЕрАЗ, ГЗТМ/ГЗСА, автоприцепы любых заводов (К-700, ГЗСА-731, ОдАЗ-740, НАМИ-750, ОдАЗ-760, ЕрАЗ-762, ММЗ-768, ОдАЗ-784, ММЗ-812, МАЗ-847, САЗ-853, ММЗ-881, ОдАЗ-885, МАЗ-886, ГЗТМ-891, ГАЗ-900)
  • 930–939: БАЗ (смог воспользоваться лишь индексами 930 и 931 в начале 1960-х; индекс 935 отошёл полуприцепу-фургону ОдАЗ)
  • 940–964: Тартуский авторемонтный завод – АРТ, ГЗТМ/ГЗСА (ТА-942, ГЗСА-947, ГЗТМ-954; индекс 941 отошёл полуприцепу МАЗ)
  • 965–974: ЗАЗ, ЛуАЗ (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967)
  • 975–984: РАФ (РАФ-977)
  • 985–999: КАвЗ (после 1962 года на свою модель (КАвЗ-985) получил индекс 685 из диапазона ЗиУ, после чего диапазон передан РАФу) (КАвЗ-985)
КАвЗ-685 фото с сайта https://trashbox.ru/ifiles2/2008264_711814_image.png-orig.jpg/-1.webp
КАвЗ-685 фото с сайта https://trashbox.ru/ifiles2/2008264_711814_image.png-orig.jpg/-1.webp

Эта система диапазонов нередко нарушалась. Например, КАЗ-585 и КАвЗ-685 имели номера не из своего диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть. Например, грузовые автомобили ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 после передачи производства в Минск стали называться соответственно МАЗ-200 и МАЗ-205, а вариант автобуса ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАРЗ-651. В случае же, если на заводе, на который передавали модель автомобиля, в его конструкцию не вносили изменений, либо вносили незначительные, марка автомобиля не менялась и принадлежала заводу-разработчику. Например, ГАЗ-69 был передан на Ульяновский автозавод, однако продолжал выпускаться под маркой ГАЗ (при этом в случае модернизации переданного автомобиля в его индекс мог добавляться дополнительный числовой постфикс, например, ГАЗ-69-68, а мог и присваиваться новый).

Современная система индексации

К 1960-м годам из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей, и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций» многие диапазоны исчерпались, и в 1964 году всё тот же Самуил Абрамович Челов, перешедший на работу вместе с сектором технической документации в ленинградский ЦНИИТА, разработал новую систему. Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, применяется с 1966 года и (в России) по сей день, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме. В соответствии с ней полное обозначение модели, присваиваемое головным институтом автомобилестроения (НАМИ), состоит из названия автозавода (например, КамАЗ) и цифрового индекса, содержащего не менее четырёх цифр (например, 5320). Первым серийным автомобилем, получившим подобное обозначение, стал ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 фото с сайта: https://adsboard-static.spectrumdata.tech/images/8c/8c0d1abc-b8d0b466-62d24ae9-43f6f66bz.jpg
ВАЗ-2101 фото с сайта: https://adsboard-static.spectrumdata.tech/images/8c/8c0d1abc-b8d0b466-62d24ae9-43f6f66bz.jpg

А вот первым не пошедшим в серию проектом — НАМИ-1101 «Василёк».

НАМИ-1101 «Василёк» фото с сайта: https://kolesa-uploads.ru/r/880x/af3004f4-e986-4a0e-bf0c-dae80bdbd5d1/morris-1100.jpg
НАМИ-1101 «Василёк» фото с сайта: https://kolesa-uploads.ru/r/880x/af3004f4-e986-4a0e-bf0c-dae80bdbd5d1/morris-1100.jpg

Первая цифра указывает на класс транспортного средства

  • Для легковых автомобилей класс определяется согласно объёму двигателя и снаряжённому весу, а для грузовых — согласно полному весу.
  • Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. 
  • Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели. 
  • Шестая цифра первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов.
Малый автомобильный справочник вомбата. Индексация автомобилей в СССР и РФ

Если в прошлой системе номер двигателя дублировал номер шасси, то в 1964 году Челов предложил создать новую систему индексации, которая бы отражала типоразмерность двигателя по его рабочему объёму:

Первую цифру 9 позднее отдали под газовые турбины (например, опытный ГТД ГАЗ–902). Следующие две цифры служили для обозначения базовой модели конкретного двигателя, причём для бензиновых вторая цифра должна была быть от 0 до 3, а для дизельных – от 4 до 9. А для модификаций могла добавляться четвёртая.

Примечание автора: Извините, но фотографию опытного ГТД ГАЗ–902 не нашёл.

Статья написана на основании статьи "Системы индексации автотранспорта в СССР и России" из Википедии, мною лишь расшифрованы сокращения и немного дополнены картинки.

А для вас исследовал индексацию  автомобилей в СССР и РФ dewqas