Малый автомобильный справочник вомбата. Типы кузовов легковых автомобилей по конструкции (современные).

Как и обещал в прошлом посте продолжаем изучать автомобильные кузова погружение в автомобильную тематику.
В первом посте, я уже рассказал, что же такое автомобиль. Во втором посте было погружение в автомобильные индексы. Как и почему они именно такие. В третьем посте были рассмотрены типы кузовов легковых автомобилей по число визуальных объёмов. В четвёртом посте были описаны типы кузовов легковых автомобилей по конструкции, в основном исторические, но так же и редко встречающиеся на дорогах общего пользования..

А сегодня постараемся разобраться в типах кузовов легковых автомобилей по конструкции, до сих пор колесящих по нашим дорогам.

Фактически это продолжение предыдущей статьи, так как я в который раз упёрся в максимальное количество блоков. Которых всего 250. Поэтому сегодня рассмотрим только современные, на сегодняшний день, кузова.

Мы закончили на кузове Баркетта, при описании которого инженер Джованни Канестрини на страницах итальянской спортивной газеты «La Gazzetta dello Sport», написал, что разработанный компанией Ferrari прототип совсем не напоминает ему паука (англ. spider — спайдер), но напоминает лодочку (англ. barchetta).

Вот с того самого спайдера и начнём.

Родстер (англ. roadster), спайдер — двухместный автомобиль с мягкой или жёсткой съёмной крышей. Автомобиль с открытым верхом и без боковых стёкол классифицируется как спидстер, а автомобиль с открытым или частично открываемым верхом с числом мест более двух, выполненный на базе дорожных моделей, — как кабриолет.

На современном автомобильном рынке родстер — это, скорее, ниша рынка, чем чёткие инженерные рамки и определения. Термин часто используется просто как коммерческое название двухдверного двухместного кабриолета.

Porsche 986 Boxster S. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родстер#/media/Файл:Porsche_Boxster_AME.JPG
Porsche 986 Boxster S. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родстер#/media/Файл:Porsche_Boxster_AME.JPG

До Второй мировой войны, однако, под родстером понимался вполне конкретный тип кузова: открытый автомобиль с одним рядом полноразмерных сидений, над которыми можно было поднять тент, и, как правило, дополнительным откидным сиденьем для «случайных» пассажиров, расположенным позади основного (в русском языке для него принято название «тёщино место», в англ. — rumble seat), не имеющий боковых стёкол (вместо них пристёгивалась брезентовая шторка со вшитыми целлулоидными или плёночными окошками). Какой-либо особой спортивности этот тип кузова в те годы в целом не предполагал, более того, в Америке двадцатых и первой половины тридцатых годов родстеры присутствовали в модельном ряду практически всех массовых марок легковых автомобилей в качестве наиболее бюджетного варианта — в качестве примера можно назвать родстеры на базе Ford T и Ford A, на которые приходилась весьма значительная часть выпуска этих моделей. В США последний такой «классический» родстер на платформе полноразмерного седана выпускался «Крайслером» на рубеже сороковых и пятидесятых годов — Dodge Wayfarer Sportabout, он уже имел съёмные (не опускные) боковые стекла дверей вместо гибких шторок.

Родстер Dodge Wayfarer Sportabout модели 1949 года. Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/1949_Dodge_Wayfarer_Roadster%2C_front_left.jpg/540px-1949_Dodge_Wayfarer_Roadster%2C_front_left.jpg
Родстер Dodge Wayfarer Sportabout модели 1949 года. Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/1949_Dodge_Wayfarer_Roadster%2C_front_left.jpg/540px-1949_Dodge_Wayfarer_Roadster%2C_front_left.jpg

Именно от слова «родстер» в этом значении по одной из версий происходит слово hot rod, так как большинство первых хотродов были именно переделанными старыми родстерами, которые отличались наименьшей по сравнению с остальными типами кузовов массой и в послевоенные годы стоили очень дёшево ввиду своей непрактичности, из-за чего часто попадали в руки роддеров.

Hot Rod Ford Roadster фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/88/de/28/88de28bfa32a0b8e3dc2541e61377cef.jpg
Hot Rod Ford Roadster фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/88/de/28/88de28bfa32a0b8e3dc2541e61377cef.jpg

Хот-род (англ. hot rod) — автомобиль, изначально американский, с серьёзными модификациями, рассчитанными на достижение максимально возможной скорости.

Происхождение термина «хот-род» до конца не ясно. Одна из теорий гласит, что это сокращение от англ. hot roadster (горячий родстер). Термин стал общеупотребительным в 1930—1940-х гг. для обозначения автомобиля с форсированным двигателем. Термин появился в начале 1930-х в Южной Калифорнии, где устраивались гонки на модифицированных автомобилях по дну высохших озёр к северо-востоку от Лос-Анджелеса. Активность гонок резко усилилась после Второй мировой войны, поскольку демобилизовавшиеся солдаты имели технические знания, необходимые для ремонта и модификации автомобилей, а быстрая послевоенная смена модельных рядов американскими автомобильными фирмами резко снизила и без того невысокие цены на подержанные машины, дав людям свободный доступ к любым узлам и агрегатам.

В настоящее время к Хот Родам уже относят не только родстеры, но и другие автомобили собранные на базе кузовов 20-х - 30-х годов. В том числе классических купе..

 Ford 1932: Хот-род. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хот-род#/media/Файл:ThreeWindowCoupeHotrod6791.jpg
 Ford 1932: Хот-род. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хот-род#/media/Файл:ThreeWindowCoupeHotrod6791.jpg

Спортивный вариант родстеров в своё время получил специальное обозначение.

Спидстер (англ. speedster) изначально — двухместный спортивный автомобиль с открытым верхом, без боковых стекол. Спортивный вариант родстера с одним или двумя посадочными местами, без верха, боковых и заднего стекол, а переднее ветровое стекло может либо полностью отсутствовать, либо быть очень низким.

Спидстер появился, как облегчённый вариант родстера с зауженной задней частью типа боуттэйл (от англ. boat — лодка, tail — хвост) или фиштэйл (от англ. fish — рыба, tail — хвост). 

Автомобиль Auburn 851 с кузовом «Boattail Speedster»; США, 1935. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спидстер#/media/Файл:Replica_of_Auburn_851-Boattail-Speedster_Front-view.jpg
Автомобиль Auburn 851 с кузовом «Boattail Speedster»; США, 1935. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спидстер#/media/Файл:Replica_of_Auburn_851-Boattail-Speedster_Front-view.jpg

И да, тут я соглашусь с Джованни Канестрини. Хотя Баркетта по своим техническим решениям максимально близка к Спидстерам, но всё же немного более безумна.

Теперь попробуем рассмотреть, ещё более нам знакомые кузова. И начнём с закрытых кузовов, так как их значительно больше.

Седан (англ. Sedan) — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал), без подъёмной двери в задней стенке, обычно с двумя или тремя рядами полноразмерных сидений (например «Чайка» ГАЗ-13 седан, так как не имеет разделителя между водителем и пассажирами присущего Лимузинам).

Салон ГАЗ-13 «Чайка», Фото с сайта: https://aw.by/photos/catalog/63069_4.jpg
Салон ГАЗ-13 «Чайка», Фото с сайта: https://aw.by/photos/catalog/63069_4.jpg

Термин «седан» применительно к автомобилям уходит корнями во времена, когда транспорт приводился в движение людьми, а затем был заимствован автомобильной промышленностью.

Считается, что слово «седан» происходит от латинского слова «sedere» и протоиндоевропейского корня, означающего «сидеть», вероятно, через различные итальянские диалекты.

Это этимологическое происхождение указывает на паланкин — усовершенствованную форму носилок, появившуюся в 1630-х годах. Паланкин — это закрытый ящик, обычно с окнами, предназначенный для перевозки одного сидящего человека. Его несут носильщики, один спереди, другой сзади, используя горизонтальные перекладины. Хотя паланкины появились в XVII веке, сама идея носилок для перевозки людей возникла гораздо раньше, ещё в Древнем Египте, Индии и Китае.

Турецкое кресло-седан с исторической выставки. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Sedan_(automobile)?ysclid=mbiwxx2gd4987167684#/media/File:Sedan-chair.jpg
Турецкое кресло-седан с исторической выставки. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Sedan_(automobile)?ysclid=mbiwxx2gd4987167684#/media/File:Sedan-chair.jpg

До того как термин «седан» был официально закреплён за автомобилями, уже появились полностью закрытые кузова, но только для пассажиров. Эти ранние закрытые транспортные средства были вдохновлены своими предшественниками — конными экипажами, у которых была своя устоявшаяся терминология. Например, в Великобритании закрытые экипажи назывались «брогам», во Франции — «берлин», а в Италии — «берлина». С тех пор «берлин» и «берлина» стали стандартными названиями седанов в соответствующих странах.

Точное происхождение первого закрытого автомобильного кузова вызывает споры. Некоторые источники называют 1899 Renault Voiturette Type B претендентом на звание «первого седана», поскольку это самый ранний из известных автомобилей с крышей, хотя и двухместный, с дополнительным внешним сиденьем для лакея или механика.

Renault Voiturette Type B (1899) фото с сайта: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5270289/pub_61fade2df100ac0b81687eca_61fadf60474f960e66feed9d/scale_2400
Renault Voiturette Type B (1899) фото с сайта: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5270289/pub_61fade2df100ac0b81687eca_61fadf60474f960e66feed9d/scale_2400

Впервые термин «седан» был использован для обозначения типа кузова автомобиля в 1912 году.Это название применялось при продаже моделей Studebaker Four и Studebaker Six и упоминалось в статьях автомобильных журналов как «седан».  

Ранних кузовов не нашел, в основном, в то время, всё же пользовались спросом кузова типа Туринг, но вот так выглядел Studebaker Dictator Six Sedan (1928). Именно Седан. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/f9/d8/06/f9d8066a47813a070310a7cf9faeb3fc.jpg
Ранних кузовов не нашел, в основном, в то время, всё же пользовались спросом кузова типа Туринг, но вот так выглядел Studebaker Dictator Six Sedan (1928). Именно Седан. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/f9/d8/06/f9d8066a47813a070310a7cf9faeb3fc.jpg

В Соединённых Штатах двухдверные седаны продавались под маркой Tudor в серии Ford Model A (1927–1931) . Автопроизводители используют разные термины для обозначения своей продукции. Так, для седанов Ford «Tudor» (2-дверный) и «Fordor» (4-дверный) были придуманы маркетинговые термины, которые должны были закрепиться в сознании публики.

Ford A Tudor Sedan (1930) — изначальный тип двухдверного седана. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Двухдверный_седан#/media/Файл:Ford_A_Tudor_Sedan,_1930.jpg
Ford A Tudor Sedan (1930) — изначальный тип двухдверного седана. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Двухдверный_седан#/media/Файл:Ford_A_Tudor_Sedan,_1930.jpg

Двухдверный седан, или (устаревший термин) Тудор — от англ. two doors («две двери») — кузов легкового автомобиля с двумя рядами полноразмерных сидений, двумя дверьми и багажником, структурно отделённым от пассажирского салона. Разновидность кузова «седан».

Заднее стекло на двухдверном седане обычно жёстко закреплено в рамке, но на ряде моделей могло опускаться как стёкла дверей или немного откидываться для вентиляции.

Дверные проёмы обычно делают на 15—20 % шире, чем в четырёхдверном, кроме того, спинки передних сидений, как правило, откидываются вперёд для упрощения прохода на задний ряд сидений.

При той же комфортабельности и вместимости двухдверные седаны отличаются от четырёхдверных меньшей на 30—50 кг собственной массой, большей жёсткостью на кручение и на 5—10 % меньшей ценой, что предопределило их популярность в 1930-х — 1980-х годах в качестве бюджетных модификаций.

Две двери вместо четырёх затрудняют доступ к заднему ряду сидений, но водителю и переднему пассажиру садиться в двухдверный седан, напротив, удобнее, чем в четырёхдверный, благодаря расширенным проёмам дверей.

В последние годы наблюдается тенденция к переименованию двухдверных седанов в «Coupé» (Купе) по маркетинговым соображениям, хотя от настоящих двухдверных купе с вместимостью 2+2 двухдверный седан отличается полноценным задним двух-трёхместным пассажирским сиденьем и нормальной (не пониженной) высотой потолка в задней части крыши (объём задней части пассажирского салона не менее 934 см³).

Таким образом, всем нам знакомый автомобиль ЗАЗ-966, по факту является Двухдверным Седаном или по иному Тудором.

ЗАЗ-966 (1968). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/RG4EeEflfQxSb0lW8zCsBdAdU_M-960.jpg
ЗАЗ-966 (1968). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/RG4EeEflfQxSb0lW8zCsBdAdU_M-960.jpg

Базовыми кузовами, в настоящее время стали Четырёхдверные Седаны. Для них присущи все те же факторы, что и для двухдверных, но в наличии имеются четыре двери.

Lada Iskra (2025). Фото с сайта: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/93/347175883433936.jpeg
Lada Iskra (2025). Фото с сайта: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/93/347175883433936.jpeg

Когда мощности двигателей выросли, и сопротивление воздуха стало достаточно большой проблемой, ещё одной разновидностью кузова седан стал Фастбэк.

С 1910-х по 1950-е годы некоторые американские производители называли свои модели Sedanet (Седанец) или Sedanette. Этот термин изначально обозначал уменьшенную версию седана; однако он также использовался для обозначения кабриолетов и купе с кузовом фастбэк. Модели, которые назывались Sedanet или Sedanette, включают в себя 1917 Dort Sedanet, King, 1919 Lexington, 1930-е Cadillac Fleetwood Sedanette,1949 Cadillac Series 62 Sedanette, 1942-1951 Buick Super Sedanet, и Студебеккер 1956 года выпуска.

Buick Sedanet (1947). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Sedan_(automobile)?ysclid=mbiwxx2gd4987167684#/media/File:1947_Buick_Sedanette.jpg
Buick Sedanet (1947). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Sedan_(automobile)?ysclid=mbiwxx2gd4987167684#/media/File:1947_Buick_Sedanette.jpg

И так плавно мы переходим к кузовам Фастбэк.

Фастбэк (англ. fastback, нем. schrägheck — наклонная задняя часть) — собирательное название различных типов автомобильных кузовов, имеющих покатую форму крыши, плавно, без ступеньки, переходящей в крышку багажника. Кроме того, в прошлом в некоторых странах термином «фастбэк» обозначали отдельный тип кузова; в настоящее время подобное обозначение нередко используется коллекционерами, причем зачастую более широко, чем в годы существования таких автомобилей.

В ряде случаев Фастбэк — как и Лифтбек принимают как одну из вариаций Хэтчбека. Но если Лифтбек, хоть и с натяжкой можно принять, как некую разновидность Хэтчбека, то с Фастбэком такой вариант не пройдёт. 

У Фастбэка есть три совершенно отдельных объёма. То есть багажник никаким образом не контактирует с салоном и не может быть полноценно трансформирован.

Первый кузов такого типа (но ещё не называвшийся этим термином) был создан еще в 1911 году французским конструктором Л.Фором. Его автомобиль на серийном шасси фирмы «Грегуар» (Grégoire) имел «яйцевидную» (согласно оригинальной терминологии) заднюю часть кузова, что придавало ему хорошую для тех лет обтекаемость, кроме того, отмечалось, что автомобиль практически не образовывал при движении шлейфа пыли, что было типично для тогдашних кузовов с плоской задней стенкой. Тем не менее, в те годы этот тип кузова не прижился ввиду своей необычности и плохого сочетания такой формы задней части с дизайном автомобилей тех лет.

Gregoire 15/22cv "Sous-marin" berline par Alin-et-Liautard (1911). Обратите внимание, что кузов здесь назван не седан, а "berline", как было принято называть такие кузова во Франции в те годы. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/ad/8d/5a/ad8d5a196f53eae78a1a4f9c2535462a.jpg
Gregoire 15/22cv "Sous-marin" berline par Alin-et-Liautard (1911). Обратите внимание, что кузов здесь назван не седан, а "berline", как было принято называть такие кузова во Франции в те годы. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/ad/8d/5a/ad8d5a196f53eae78a1a4f9c2535462a.jpg

В середине 1930-х годов в стремлении улучшить аэродинамику автомобиля появляются серийные модели с каплевидной задней частью кузова, такие, как чехословацкие Tatra T77 и Tatra T87 (конструктор — Ганс Ледвинка (англ. Hans Ledwinka)). В длинном хвосте каплевидного кузова, неудобном для размещения пассажиров, у этих моделей был установлен двигатель. Появляются и автомобили «классической» компоновки с такой формой кузова.

Tatra T77 (1934) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/5f/ca/55/5fca55caf9077b037dc1e435896dd00b.jpg
Tatra T77 (1934) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/5f/ca/55/5fca55caf9077b037dc1e435896dd00b.jpg

Под влиянием пионерских фастбэков 1930-х годов начала меняться форма кузовов массовых моделей — задняя стенка из вертикальной становится наклоненной вперёд, обводы закругляются. Тем не менее, большинство дизайнеров не пошло дальше этого.

Пик популярности фастбэков пришёлся на конец 1940-х — начало 1950-х годов, когда они имелись в производственной программе многих американских производителей (Ford, Chevrolet, Pontiac и другие) и имели довольно широкое распространение в Европе, даже в СССР выпустили свой фастбэк — «Победа» М-20.

ГАЗ-М-20 «Победа» (1951). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/1e5b059s-960.jpg
ГАЗ-М-20 «Победа» (1951). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/1e5b059s-960.jpg

Может показаться, что такие кузова уже не в моде, но нет. Существуют и четырёхдверные варианты...

Mercedes Benz CLS63 AMG (W219) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/a6/90/ce/a690ce33b4490293d9a5087a963ee9d1.jpg
Mercedes Benz CLS63 AMG (W219) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/a6/90/ce/a690ce33b4490293d9a5087a963ee9d1.jpg

... и двухдверные.

Bentley Continental GT S Range. Хотя тут больше следующий подтип кузова, но об этом дальше. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/78/ba/1b/78ba1bc6390489a1fd83bf27bfccd59d.jpg
Bentley Continental GT S Range. Хотя тут больше следующий подтип кузова, но об этом дальше. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/78/ba/1b/78ba1bc6390489a1fd83bf27bfccd59d.jpg

Дальнейшим развитием кузовов типа Фастбек стали кузова Камбек.

Каммбэк (англ.Kammback) — также известный как Камм-хвост (англ. Kamm Tail) или К-хвост (англ. K-Tail)— это элемент автомобильного дизайна, при котором задняя часть автомобиля наклонена вниз, а затем резко обрывается вертикальной или почти вертикальной поверхностью. Каммбэк снижает аэродинамическое сопротивление, тем самым повышая эффективность и сокращая расход топлива, сохраняя при этом практичную форму автомобиля.

В 1922 году Поль Жаре запатентовал автомобиль с каплевидным профилем (то есть с закруглённым носом и длинным, сужающимся к концу хвостом), чтобы минимизировать аэродинамическое сопротивление, возникающее на высоких скоростях. 

Однако длинный хвост не был практичной формой для автомобиля, поэтому автомобильные дизайнеры искали другие решения. В 1935 году немецкий авиаконструктор Георг Ханс Маделунг показал альтернативы минимизации лобового сопротивления без длинного хвоста. В 1936 году аналогичная теория была применена к автомобилям после того, как барон Райнхард Кениг-Фахсенфельд разработал плавную форму линии крыши с резким концом на вертикальной поверхности, эффективную для достижения низкого лобового сопротивления, аналогичного обтекаемому кузову. Он работал над аэродинамическим дизайном автобуса, и Кениг-Фахзенфельд запатентовал эту идею. Кениг-Фахзенфельд работал с Вунибальдом Каммом в Штутгартском университете, изучая формы транспортных средств, чтобы «обеспечить хороший компромисс между практичностью (например, длиной транспортного средства и размерами салона) и привлекательным коэффициентом аэродинамического сопротивления». Помимо аэродинамической эффективности, Камм уделил особое внимание устойчивости транспортного средства при проектировании, математически и эмпирически доказав эффективность конструкции.

В 1938 году Камм создал прототип с кузовом Kammback на базе BMW 328. Кузов Kammback в сочетании с другими аэродинамическими модификациями обеспечил прототипу коэффициент аэродинамического сопротивления 0,25.

BMW 328 Kamm Coupe (1940) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/bc/62/eb/bc62eb0a608c63b1665158a925b04592.jpg
BMW 328 Kamm Coupe (1940) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/bc/62/eb/bc62eb0a608c63b1665158a925b04592.jpg

Послевоенное развитие привело к созданию целой плеяды автомобилей с кузовами основанными на расчетах Камма. Все они характеризовались покатой крышей и обрубленной частью в свесе багажника.

Fiat 850 Coupe (1969) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/%2769_Fiat_850_Coupe%2C_example_of_Kammback.jpg
Fiat 850 Coupe (1969) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/%2769_Fiat_850_Coupe%2C_example_of_Kammback.jpg

Ещё одним развитием кузовов Седан, связанное с применением современных технологий в формовке больших деталей, стало появление кузовов Хардтоп.

Хардтоп, от англ. hardtop — дословно «жёсткий верх» — термин североамериканского происхождения, в самом общем случае обозначающий совокупность конструктивных решений закрытого кузова легкового автомобиля, включающую отсутствие центральных стоек крыши и боковые двери, не имеющие неподвижных (не убирающихся вместе со стёклами) рамок стёкол (причём определяющим является именно первый признак — отсутствие центральных стоек).

Хардтоп часто выделяют как отдельный тип кузова, — в этом случае он называется, в зависимости от количества дверей, соответственно, двух- или четырёхдверный хардтоп. Хардтопами, однако, могут быть закрытые кузова самых различных типов — седаны-хардтопы, купе-хардтопы, универсалы-хардтопы, хетчбэки-хардтопы, и так далее.

Кузова «хардтоп» традиционно были популярны в Северной Америке и, в меньшей степени, в Японии

Кузов с фирменным названием «хардтоп кэнвётибл» появился в 1946 году на модели Chrysler Town & Country Coupé («Таун энд Кантри Купе»). Это был фактически кабриолет (точнее, «кэнвётибл» — оригинальный североамериканский термин), к которому была добавлена жёсткая металлическая крыша (несъёмная), с сохранением многих конструктивных особенностей открытого кузова — в частности, усиленного проёма лобового стекла и боковины без центральной стойки. Это было следствием того, что кузова этой модели фактически переделывались в заводских условиях из кузовов серийных кабриолетов. Помимо всего прочего, этот автомобиль выделялся тем, что, как и у всей линейки моделей Chrysler Town & Country, весь кузов после рамки лобового стекла, кроме крыши, был изготовлен из дерева (на более поздних моделях имелась лишь деревянная отделка). В 1946 году было выпущено всего семь таких автомобилей, бывших фактически прототипами (хотя они и упоминались в рекламных брошюрах фирмы за тот год), но впоследствии модель стала серийной. Позднее, кузов «хардтоп» стал доступен и на других сериях автомобилей Chrysler Corporation.

Chrysler Town & Country convertible Automobile (1947). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/b0/20/32/b02032023196ae25df573d461d9c59f2--shake-chrysler-cars.jpg
Chrysler Town & Country convertible Automobile (1947). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/b0/20/32/b02032023196ae25df573d461d9c59f2--shake-chrysler-cars.jpg

Популяризации же кузова «Хардтоп» положила начало фирма GM, когда в 1949 году на автомобиле класса personal luxury car («пёрсэнл лакшери кар» — так в США обозначали автомобиль премиум-сегмента, предназначенный для владельцев, предпочитавших не прибегать к услугам наёмного шофёра) Buick Roadmaster Riviera и соплатформенных моделях других марок, принадлежавших GM — Oldsmobile 98 Holiday и Cadillac Coupé de Ville — появился бесстоечный двухдверный кузов. Этот кузов имитировал внешне двухдверный кабриолет с поднятым верхом, — вообще, хардтоп иногда называли faux-cabriolet («фоу кэбриэле́й») — англ. «ложный кабриолет».

Buick Roadmaster Riviera (1949). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/8d/2d/92/8d2d9295166b2c997f531fc7b84ee2f2.jpg
Buick Roadmaster Riviera (1949). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/8d/2d/92/8d2d9295166b2c997f531fc7b84ee2f2.jpg

Идею подхватили сначала другие подразделения GM, а затем и остальные американские автостроители, и в начале 1950-х годов двухдверные хардтопы были в линейках моделей практически всех североамериканских фирм.

Так как сам термин «хардтоп» в те годы ещё не стал общепринятым, многие производители изобретали для таких кузовов фирменные названия. Собственно, названия моделей, такие как Riviera или Holiday, изначально были одновременно и фирменными обозначениями типа их кузова — хардтопа: например существовали Holiday Coupe (двухдверный хардтоп) и Holiday Sedan (четырёхдверный). Cadillac обозначал двухдверный хардтоп как Coupé de Ville, а четырёхдверные — Sedan de Ville; Ford называл двухдверный хардтоп Victoria, а четырёхдверный — Town Victoria, а его подразделение Mercury обозначало четырёхдверный хардтоп как Phaeton Sedan. Корпорация Chrysler впоследствии обозначала свои хардтопы как 2-door Southampton и 4-door Southampton. Позднее, эти названия стали только обозначениями отдельных моделей, а для типа кузова прочно утвердился термин hardtop.

Позднее появились четырёхдверные хардтопы (в 1955 году), хардтопы-универсалы (первый выпустила фирма American Motors в 1957 модельном году), и тому подобные варианты кузова «хардтоп».

AMC Ambassador (1958) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/2b/5e/83/2b5e83fc32da3e825914d7c150a9c5f9.jpg
AMC Ambassador (1958) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/2b/5e/83/2b5e83fc32da3e825914d7c150a9c5f9.jpg

В эти же годы модели с кузовами этого типа появляются и в Европе, например, построенные в середине пятидесятых годов по индивидуальным заказам купе-хардтопы на шасси фирмы Delahaye, седаны-хардтопы Facel Vega Excellence (1958)...

Facel Vega Excellence (1958). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/d52oBRR8IWwfPAzQc3jwjCIVNO0-1920.jpg
Facel Vega Excellence (1958). Фото с сайта: https://a.d-cd.net/d52oBRR8IWwfPAzQc3jwjCIVNO0-1920.jpg

... или Mercedes-Benz 300d W189 (1957)

Mercedes-Benz 300d W189 (1957), фото с сайта: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/7/0/8644076.jpg
Mercedes-Benz 300d W189 (1957), фото с сайта: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/7/0/8644076.jpg

В июле 1965 года компания Toyota представила первый в Японии двухдверный хардтоп в линейке Toyota Corona третьего поколения

TOYOTA Corona Coupe (T40-T70 Hardtop) (1969). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/24/09/14/24091471990b5c962a88d18383a30acc.jpg
TOYOTA Corona Coupe (T40-T70 Hardtop) (1969). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/24/09/14/24091471990b5c962a88d18383a30acc.jpg

А уже ближе к концу 80-х годов прошлого века красоту Хардтопов дополнили специалисты от Ниссан.

Nissan Cedric V30 Turbo Brougham VIP (Y31). Который выпускался  с 1987 до 1991 года. Фото с сайта: https://a.d-cd.net/1fd619es-1920.jpg
Nissan Cedric V30 Turbo Brougham VIP (Y31). Который выпускался  с 1987 до 1991 года. Фото с сайта: https://a.d-cd.net/1fd619es-1920.jpg

Ну и если вы думаете, что американские инженеры остановились только на двухдверных и четырёхдверных седанах, эксплуатируя популярность Хардтопов, то я вас огорчу.

Трехдверный универсал хардтоп Mercury Commuter (1957). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Hardtop#/media/File:1957_Mercury_Commuter.jpg
Трехдверный универсал хардтоп Mercury Commuter (1957). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Hardtop#/media/File:1957_Mercury_Commuter.jpg
Пятидверный универсал хардтоп AMC Ambassador by Rambler (1958). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Hardtop#/media/File:1958_Ambassador_4-d_hardtop_wagon_1.JPG
Пятидверный универсал хардтоп AMC Ambassador by Rambler (1958). Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/Hardtop#/media/File:1958_Ambassador_4-d_hardtop_wagon_1.JPG

И таким незамысловатым образом мы подходим к типу кузова Универсал.

Универсал (от лат. universalis — «общий») — тип закрытого двухобъёмного грузопассажирского кузова легкового автомобиля. Представляет собой вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъёмной дверью сзади.

В данном значении этот термин используется только в России и ряде стран ближнего зарубежья

В Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии универсал называют Station Wagon (в честь экипажей на конной тяге, затем — грузопассажирских автомобилей, развозивших пассажиров и их багаж со станций железной дороги).

Ford Country Squire Station Wagon (1984) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/5c/59/0a/5c590abe4d368f69557abde2193a08aa.jpg
Ford Country Squire Station Wagon (1984) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/5c/59/0a/5c590abe4d368f69557abde2193a08aa.jpg

Иногда это слово сокращают до Wagon.

Buick Estate Wagon Blue (1990). Здесь Buick Estate - это название, которое использовалось подразделением Buick компании General Motors для обозначения своего роскошного полноразмерного универсала с 1940 по 1964 год и с 1970 по 1996 год. Название Estate происходит от термина "загородная усадьба" в богатых пригородных районах. Пии этом, так же Estate - британский термин для обозначения универсала.

 Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0461599bb16796f57ba05d270bafa251-5345374-images-thumbs&n=13
Buick Estate Wagon Blue (1990). Здесь Buick Estate - это название, которое использовалось подразделением Buick компании General Motors для обозначения своего роскошного полноразмерного универсала с 1940 по 1964 год и с 1970 по 1996 год. Название Estate происходит от термина "загородная усадьба" в богатых пригородных районах. Пии этом, так же Estate - британский термин для обозначения универсала. Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0461599bb16796f57ba05d270bafa251-5345374-images-thumbs&n=13

В ряде случаев кузов универсал, на американском рынке, имеет название «седан» — так, некоторые универсалы фирмы Ford именовались Country Sedan.

Ford Country Sedan (1978). Фото с сайта: https://www.imcdb.org/i700408.jpg
Ford Country Sedan (1978). Фото с сайта: https://www.imcdb.org/i700408.jpg

Обратите внимание, что многие американские автомобили имеют оклейку плёнкой под дерево. Это связанно с тем, что в довоенные годы универсалы представляли собой сравнительно редкие узкоспециализированные грузопассажирские автомобили, в основном эксплуатировавшиеся мелкими бизнесменами. Большинство из них собиралось не на конвейере, а небольшими фирмами, широко использовавшими в конструкции кузовов дерево. В 1950-е годы непрактичные деревянные кузова вышли из моды, но в Северной Америке до сих пор существует традиция отделывать борта универсалов (и минивэнов) под дерево (стиль Woodie).

В СССР тоже были кузова в  стилистике Woodie. Я уже показывал фотографию  автомобиля Москвич-400-422, когда рассказывал про автомобильные индексы, но родоначальниками данной стилистики, а так же названий данного подтипа кузова универсал, были именно американцы.

Pontiac Torpedo Special Series 25 Woodie (1940) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Pontiac_Woodie.jpg
Pontiac Torpedo Special Series 25 Woodie (1940) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Pontiac_Woodie.jpg

В Австралии также иногда говорят — Station Sedan.

Holden Special (HD) Station Sedan (1966) фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/1966_Holden_Special_%28HD%29_Station_Sedan_station_wagon_%282016-07-07%29_01.jpg/1200px-1966_Holden_Special_%28HD%29_Station_Sedan_station_wagon_%282016-07-07%29_01.jpg?20161218112006
Holden Special (HD) Station Sedan (1966) фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/1966_Holden_Special_%28HD%29_Station_Sedan_station_wagon_%282016-07-07%29_01.jpg/1200px-1966_Holden_Special_%28HD%29_Station_Sedan_station_wagon_%282016-07-07%29_01.jpg?20161218112006

В британском английском термину "Универсал" соответствует слово Estate.

Rolls Royce Estate (1978) фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/30/1e/9c/301e9c36ec36fb360e74e3b4fa9a4c7b.jpg
Rolls Royce Estate (1978) фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/30/1e/9c/301e9c36ec36fb360e74e3b4fa9a4c7b.jpg

А ещё в великобритании есть термин — Shooting Brake («охотничий привал» — в честь конного экипажа без крыши, предназначавшегося для охоты аристократов). Это тоже универсал,  вот только строят их на базе спортивных купе. 

Ferrari 330 GT Vignale Shooting Brake (1965) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/42/3c/6a/423c6aea30f4b358edec3f3824d79fee.jpg
Ferrari 330 GT Vignale Shooting Brake (1965) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/42/3c/6a/423c6aea30f4b358edec3f3824d79fee.jpg

И если вы думаете, что такие модели, это дела давно минувших дней, то нет!

Bentley Continental Flying Star в кузове Shooting Brake от итальянского кузовного ателье Carrozzeria Touring Superleggera вышло на рынок в 2011 году. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/69/f6/97/69f6977fd58b378d4b9aad0ae90ae86f.jpg
Bentley Continental Flying Star в кузове Shooting Brake от итальянского кузовного ателье Carrozzeria Touring Superleggera вышло на рынок в 2011 году. Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/69/f6/97/69f6977fd58b378d4b9aad0ae90ae86f.jpg
Aston Martin Boniolo V12 Vanquish EG Shooting Brake (2007) фото с сайта: https://carsdb.ru/super/cars/boniolo_v12_vanquish_eg_shooting_brake-205/photo.jpg
Aston Martin Boniolo V12 Vanquish EG Shooting Brake (2007) фото с сайта: https://carsdb.ru/super/cars/boniolo_v12_vanquish_eg_shooting_brake-205/photo.jpg

Во Франции этимология слова та же, но пишется оно Break — сокращенное Break de Chasse, тоже «охотничий привал».

CITROEN ZX Break (1994) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/fe/4e/95/fe4e954300d94da865f355c2ea212f20.jpg
CITROEN ZX Break (1994) фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/fe/4e/95/fe4e954300d94da865f355c2ea212f20.jpg

В итальянском и многих других романских языках универсал называют «семейным» кузовом — ит. Familiare,

Lancia Thema Familiare by Zagato (1985) фото с сайта: https://cdn.rmsothebys.com/3/e/9/6/6/e/3e966e166fe124b9fcf51dcf6327be870b1dc9ac.webp
Lancia Thema Familiare by Zagato (1985) фото с сайта: https://cdn.rmsothebys.com/3/e/9/6/6/e/3e966e166fe124b9fcf51dcf6327be870b1dc9ac.webp

В испанском, очень созвучно итальянскому, универсал называют «семейным» кузовом — Familiar.

SEAT 1430 Familiar в комплектации Especial 1600 5p (1975)  фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/13/29/d4/1329d4d4564479322b6fca2e19c79dab.jpg
SEAT 1430 Familiar в комплектации Especial 1600 5p (1975)  фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/13/29/d4/1329d4d4564479322b6fca2e19c79dab.jpg

В германоязычных странах универсал называют Kombi — сокр. от Kombinationskraftwagen, но этот термин применяется по отношению и к любому другому легковому автомобилю с дверцей в задней части кузова.

Wartburg 311/9 1000 Kombi Rundheck (1963). Фото с сайта: https://auta5p.eu/katalog/wartburg/wartburg_311_02a.jpg
Wartburg 311/9 1000 Kombi Rundheck (1963). Фото с сайта: https://auta5p.eu/katalog/wartburg/wartburg_311_02a.jpg

То же обозначение — Kombi или Combi — используется и в ряде восточноевропейских стран, например Чехии.

Skoda Octavia Combi Laurin & Klement 4x4 (2017) фото с сайта: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Skoda/2017%20Skoda%20Octavia%20Combi%20Laurin%20and%20Klement%204x4%20(WW)/900x/1495257590_16.jpg
Skoda Octavia Combi Laurin & Klement 4x4 (2017) фото с сайта: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Skoda/2017%20Skoda%20Octavia%20Combi%20Laurin%20and%20Klement%204x4%20(WW)/900x/1495257590_16.jpg

Универсал с глухими окнами в задней части кузова часто называют «фургон» (англ. Van). В Северной Америке этому термину соответствует Sedan Delivery, то есть «развозной седан», а «вэном» называют только фургон на базе микроавтобуса.

Chevrolet Sedan Delivery (1938) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Chevrolet_Sedan_Delivery_1938_5201132.jpg/1200px-Chevrolet_Sedan_Delivery_1938_5201132.jpg
Chevrolet Sedan Delivery (1938) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Chevrolet_Sedan_Delivery_1938_5201132.jpg/1200px-Chevrolet_Sedan_Delivery_1938_5201132.jpg

В СССР тоже были свои Sedan Delivery, правда выпускались они в очень ограниченном количестве и назывались фургон, так как относились к грузовому транспорту, хотя и позволяли управлять таким транспортом, водителям с правами на легковой автомобиль.

Москвич 434 грузопассажирский автомобиль с кузовом фургон, модернизация автомобиля «Москвич-433». Автомобиль производился на заводе АЗЛК (1968—1976) и на Ижевском автозаводе (1968—1973) Было произведено более 40 000 шт. автомобилей. Фото с сайта: https://i01.fotocdn.net/s215/b264fe6ee62dbd7a/public_pin_l/2913099414.jpg
Москвич 434 грузопассажирский автомобиль с кузовом фургон, модернизация автомобиля «Москвич-433». Автомобиль производился на заводе АЗЛК (1968—1976) и на Ижевском автозаводе (1968—1973) Было произведено более 40 000 шт. автомобилей. Фото с сайта: https://i01.fotocdn.net/s215/b264fe6ee62dbd7a/public_pin_l/2913099414.jpg

Следующим типом кузова, на который хочется обратить внимание, являются кузова Купе. Да да, именно "Кузова", а не "Кузов", так как за термином Купе, как показывает практика, скрывается целый пласт автомобильных кузовов.

Купе (франц. coupé — раздельный, отрезанный) — тип закрытого кузова легкового автомобиля. Отличается двумя либо четырьмя дверьми и структурно купе отличается отсутствием дверных рамок. Боковые стекла выдвигаются из двери так же как и традиционные купе в других бытовых либо технических устройствах.

Изначальный вариант кузова «купе» имел один ряд сидений, с безрамочными окнами и был двух-трёхместным.

Как правило купе имеет укороченную относительно иных типов кузовов колёсную базу; если оно и имеет задний ряд сидений, пространство и комфортабельность посадки на нём обычно ограничены — так называемая посадочная формула «2+2», два полноразмерных посадочных места и два ограниченной вместимости или «детских».

Согласно стандарту SAE (Сообщество Автомобильных Инженеров США) J1100, купе может считаться автомобиль, объём заднего пассажирского отделения которого не превышает 33 фут³ (0,93 м³).

Автомобили с этим типом кузова подразделяют на подтипы:

Спортивное купе / спорткупе (пример — Porsche 911)

Porsche 911 Turbo в кузове 997 (2009). Фото с сайта:https://www.a777aa77.ru/porsche/2009-porsche-911-turbo-4.jpg
Porsche 911 Turbo в кузове 997 (2009). Фото с сайта:https://www.a777aa77.ru/porsche/2009-porsche-911-turbo-4.jpg

Такие автомобили имеют высокие динамические качества, устойчивость и управляемость, платой за достижение которых и является ограниченная вместимость салона;

Представительское купе / Гран Туризмо (пример — Cadillac Eldorado)

Cadillac Eldorado Biarritz Commemorative Edition (1985). Фото с сайта: https://images.classic.com/vehicles/93424657ec67134455b5c1d01f14abc2.jpeg?ar=16%3A9&fit=crop&w=600
Cadillac Eldorado Biarritz Commemorative Edition (1985). Фото с сайта: https://images.classic.com/vehicles/93424657ec67134455b5c1d01f14abc2.jpeg?ar=16%3A9&fit=crop&w=600

Такие автомобили рассчитаны не на спортивные достижения, а скорее на обеспечение максимального комфорта, но только для двоих — водителя и переднего пассажира, а заднее сиденье может либо вообще отсутствовать (редко), либо быть стеснённым, например из-за улучшающей внешний вид низкой крыши.

Иногда к купе условно причисляют:

2+2 Coupé или Quad coupé — современный тип купе с небольшими дополнительно открывающимися по ходу движения секциями позади основных дверей, служащими для облегчения посадки на заднее сиденье, но не являющимися самостоятельными дверьми (то есть, их можно открыть только когда открыты основные двери). Представителем этого типа является Mazda RX-8;

Mazda RX-8 (2010). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/e1/15/a6/e115a6463870628fea510d2c8af78db6.jpg
Mazda RX-8 (2010). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/e1/15/a6/e115a6463870628fea510d2c8af78db6.jpg

Coupé utility или Ute или Ют по русски,  (пример — Holden Ute) — в Австралии так называют популярные там низкие двухдверные пикапы со спортивным имиджем на базе седанов;

Holden Ute SS-V (2007-10). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/18/85/9a/18859ae2924e51ca71895cff29acbe4f.jpg
Holden Ute SS-V (2007-10). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/18/85/9a/18859ae2924e51ca71895cff29acbe4f.jpg

Sport Utility Coupé (пример — трёхдверный вариант Suzuki Grand Vitara) — в США иногда так называют двух/ трёхдверный внедорожник с укороченной колёсной базой.

Suzuki Grand Vitara (2008 - 2012) поколение III рестайлинг. Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56a0b32584a9787863b2d20c04f2e204_l-5175132-images-thumbs&n=13
Suzuki Grand Vitara (2008 - 2012) поколение III рестайлинг. Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56a0b32584a9787863b2d20c04f2e204_l-5175132-images-thumbs&n=13

Существовали также такие исторические разновидности кузова «купе», как:

Club coupé — купе с полноразмерным задним сиденьем; несмотря на название, де-факто это двухдверный седан, хотя и с немного «урезанным» задним пассажирским отделением, а «настоящие» кузова «купе» в те годы имели только один ряд сидений. Некоторые фирмы для обозначения таких кузовов использовали термин Sedan Coupe (дословно — «седанное купе»), подчёркивая его промежуточный между купе и двухдверным седаном характер.

Cadillac Club Coupe (1941) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f785adf5100199c904f829b3337754f2b2b0772-11924504-images-thumbs&n=13
Cadillac Club Coupe (1941) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f785adf5100199c904f829b3337754f2b2b0772-11924504-images-thumbs&n=13

От обычного двухдверного седана такие автомобили отличались деталями дизайна — обычно более покатой крышей над задним сиденьем, наклонённой вперёд центральной стойкой, отсутствием поворотных форточек или опускных стёкол в задних окнах. Этот тип просуществовал до 1950-х годов.

Business coupé — двухдверный кузов с большой площадкой или багажником для грузов, вместо заднего сиденья, или с легкосъемным задним сиденьем, предназначенный для путешествующих коммивояжёров.

Ford Super DeLuxe Business Coupe (1946). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/36/9a/42/369a4245a4ab8014caa1cfed18b41944.jpg
Ford Super DeLuxe Business Coupe (1946). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/36/9a/42/369a4245a4ab8014caa1cfed18b41944.jpg

Такие автомобили выпускались для наиболее экономных покупателей и коммивояжёров, использовавших их в качестве грузопассажирского автомобиля, они имели самую низкую комплектацию из доступных и пониженный уровень отделки (обивка салона из дешёвой ткани, окраска вместо хромировки, и т. д.) Так как такие кузова создавались на основе кузова club coupe, по сути это тоже был двухдверный седан. Этот тип просуществовал до 1950-х годов.

Opéra coupé — со складывающимися сиденьями, закреплёнными по бокам кузова.

Packard 640 Custom Eight Opera Coupe (1929). Фото с сайта: https://thebidwatcher.com/img/auctions/033/33532-1929-packard-640-custom-eight-opera-coupe--.jpg
Packard 640 Custom Eight Opera Coupe (1929). Фото с сайта: https://thebidwatcher.com/img/auctions/033/33532-1929-packard-640-custom-eight-opera-coupe--.jpg

Sports coupé или berlinetta — другое название купе-фастбэка с покатой задней стенкой кузова и отсутствующим либо нечётко выделенным третьим визуальным объёмом.

Edwards America Sports Coupe (1954). Фото с сайта: https://automotive-heritage.com/upload/edwards_america_sports_coupe_10.jpg
Edwards America Sports Coupe (1954). Фото с сайта: https://automotive-heritage.com/upload/edwards_america_sports_coupe_10.jpg
Ferrari 275 GTB/4 Berlinetta (1967) Фото с сайта: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Ferrari/1967%20Ferrari%20275%20GTB-4%20Berlinetta/900x/1967%20Ferrari%20275%20GTB-4%20Berlinetta%20014.jpg
Ferrari 275 GTB/4 Berlinetta (1967) Фото с сайта: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Ferrari/1967%20Ferrari%20275%20GTB-4%20Berlinetta/900x/1967%20Ferrari%20275%20GTB-4%20Berlinetta%20014.jpg

Combi coupé — коммерческое (маркетинговое) название трёхдверного хетчбэка, третьей дверью в задке.

Комби-купе (англ. Combi coupé) — маркетинговый термин, используемый компанией Saab для описания автомобилей с покатой задней частью, напоминающей купе, и хэтчбеком. Этот термин объединяет европейский термин «комби» (для универсала / минивэна) с купе.[3]

Дизайн сочетает в себе функциональность хэтчбека и внешний вид фастбэка (как у лифтбэка). Как и в хэтчбеке, в купе-комби есть общее пространство для пассажиров и грузов.

Saab 99 Turbo Combi Coupe (1978–1980). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/76/56/64/76566490a4fbe478ab5f638065be3bd2.jpg
Saab 99 Turbo Combi Coupe (1978–1980). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/76/56/64/76566490a4fbe478ab5f638065be3bd2.jpg

Convertible coupé — купе с мягким складным верхом, то есть, по современной терминологии — двухдверный кабриолет; этот термин использовался для разграничения кабриолетов, имевших полноценное остекление боковых дверей, и классических родстеров, такового не имевших (вместо подъёмных стёкол на них использовались пристежные брезентовые шторки с целлулоидными или плёночными окошками).

Cord 812 - SC Convertible Coupe (1937). Фото с сайта: https://www.classicdriver.com/sites/default/files/import/cars/11896/1775564/biga.jpg
Cord 812 - SC Convertible Coupe (1937). Фото с сайта: https://www.classicdriver.com/sites/default/files/import/cars/11896/1775564/biga.jpg

Также, по аналогии с кузовом «седан», в прошлом выделяли типы купе по числу окон. В отличие от седанов, для которых учитывали только боковые окна, в этом случае учитывались боковые окна и заднее. Соответственно, выделяли купе трёхоконное — Three Window (два боковых окна в дверях, одно заднее)...

Ford 33 32 Three Window Coupe Deluxe (1934). Фото с сайта https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9aa8378b825f4abc2bd87a63338303add580a744-6323775-images-thumbs&n=13
Ford 33 32 Three Window Coupe Deluxe (1934). Фото с сайта https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9aa8378b825f4abc2bd87a63338303add580a744-6323775-images-thumbs&n=13

...и пятиоконное — Five Window (два боковых стекла в дверях, два небольших стёклышка за ними и одно заднее). 

Ford Five Window Coupe Model B Excellent (1932). Фото с сайта: https://davidsclassiccars.com/images/full/1932-ford-5-window-coupe-model-b-excellent-not-chopped-rare-find-1.jpg
Ford Five Window Coupe Model B Excellent (1932). Фото с сайта: https://davidsclassiccars.com/images/full/1932-ford-5-window-coupe-model-b-excellent-not-chopped-rare-find-1.jpg

В 1950-е — 1970-е годы в США было принято называть «купе» многие двухдверные автомобили без центральной стойки (хардтоп) вне зависимости от конфигурации кузова, тем не менее, по сути среди этих автомобилей было очень много двухдверных седанов.

Пока мы рассматривали Купе, немного коснулись кузовов Ют, хотя фактически это не совсем верное название. В настоящее время, более используемым термином, для таких кузовов, является термин "Пикап".

Ford Model T Pickup (1915). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/29/67/5b/29675b38b78cc2e7b721d3acd8d875c4.jpg
Ford Model T Pickup (1915). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/29/67/5b/29675b38b78cc2e7b721d3acd8d875c4.jpg

На протяжении 1910—1970-х годов пикапы считались сугубо утилитарными автомобилями, прежде всего необходимыми фермерам и мелкому бизнесу, и в качестве вспомогательных развозных грузовиков транспортным, сервисным, строительным и дорожно-ремонтным компаниям.

Ford Model B Pickup Truck (1933), Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/79/d5/de/79d5de49a78778f0ede86929536297ef.jpg
Ford Model B Pickup Truck (1933), Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/79/d5/de/79d5de49a78778f0ede86929536297ef.jpg

В Европе кузов типа пикап стал сравнительно распространённым перед Первой мировой войной. Ранние пикапы часто использовались и в военных целях, так на их базе оборудовали передвижные радиостанции, кареты скорой помощи и штабные автомобили.

Peugeot 202 Pickup (1938—1940) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/cc/58/02/cc5802a32a057ad3ddec308c3f5f2a87.jpg
Peugeot 202 Pickup (1938—1940) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/cc/58/02/cc5802a32a057ad3ddec308c3f5f2a87.jpg

После Второй мировой войны пикапы в Западной Европе стали делать преимущественно на базе малолитражных автомобилей, часто с передним приводом.

Austin Mini Pickup (1961). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/a2/e0/52/a2e052f2a311599ce82a5d634c8437ba.jpg
Austin Mini Pickup (1961). Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/a2/e0/52/a2e052f2a311599ce82a5d634c8437ba.jpg

СССР так же не обошло это веяние и в стране был создан свой Пикап. Иж-27151 — пикап. Выпускался в 1974—1982 годах. А позднее выпускался ИЖ-27151-011-01 до 1997 года.

 Иж-27151 (1974—1982), Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/0a/de/81/0ade812cde3eb8d03979fb7b2ef33d3b.jpg
 Иж-27151 (1974—1982), Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/0a/de/81/0ade812cde3eb8d03979fb7b2ef33d3b.jpg

Наибольшее развитие кузова "Пикап" получили при постановке на полноприводное шасси. В настоящее время, в США, "Пикапы" наиболее продаваемый тип кузова среди новых автомобилей. 

Ford F-150 Raptor (2025), Фото с сайта: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68b2156d0c5cde33fe982eb0_68b2198b83786b082161a186/scale_1200
Ford F-150 Raptor (2025), Фото с сайта: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68b2156d0c5cde33fe982eb0_68b2198b83786b082161a186/scale_1200

Следующий тип кузовов который хотелось бы рассмотреть, это "Кабриолет"

В целом Кабриолет (фр. cabriolet) —  это легковой автомобиль с откидывающимся верхом. То есть и ранее рассмотренные Торпедо, Ландо, Фаэтон, Родстер, Спидстер, Спайдер и даже  Баркетта - это всё тоже, в какой-то мере, кабриолеты.

Современные автомобили-кабриолеты оснащают складываемым мягким (из винила или полотна) либо жёстким верхом. Они, как правило, выполнены на базе усиленных кузовов обычных дорожных седанов, хетчбэков и оснащены только тремя (очень редко пятью) дверьми.

В различных странах этот тип кузова называется по-разному. В континентальной Европе распространены производные от французского слова «Cabriolet» («кабриоле»). В Великобритании такие автомобили исторически называли «Drop-head coupé» («купе с опускающимся верхом»), а в настоящее время в английском языке, в особенности в США и Австралии, распространён термин «Convertible» («трансформируемый»)

Наиболее не дорогими  кабриолетами, на сегодняшний день, стали купе с мягкой крышей из винила или полотна. 

Audi TT (2004) Фото с сайта: https://img.zr.ru/_ah/img/9rQQaW-eiitq3CB4gv4Ohw=s1280
Audi TT (2004) Фото с сайта: https://img.zr.ru/_ah/img/9rQQaW-eiitq3CB4gv4Ohw=s1280

Но в настоящее время всё чаще встречаются кабриолеты купе с жесткой крышей. 

BMW M3 cabriolet coupe в кузове E93 (2007-2013) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/53/da/21/53da21c3048644d08df38a3529658c21.jpg
BMW M3 cabriolet coupe в кузове E93 (2007-2013) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/53/da/21/53da21c3048644d08df38a3529658c21.jpg

Кабриолет четырёхдверный Седан, после отказа производителями кузовов, от несущей рамы, встречается крайне редко, но встречается до сих пор. 

Mercedes-Benz CL Cabrio Preview-W222 New S-Class (2015) фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2f6c33d8da2a984cc71eb62251757b50_l-5265152-images-thumbs&n=13
Mercedes-Benz CL Cabrio Preview-W222 New S-Class (2015) фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2f6c33d8da2a984cc71eb62251757b50_l-5265152-images-thumbs&n=13

Но если вы думаете, что на купе, родстерах и седанах инженеры успокоились, то вот вам кабриолет пикап.

Chevrolet SSR (2003-2006), фото с сайта: https://a.d-cd.net/fb25cbes-960.jpg
Chevrolet SSR (2003-2006), фото с сайта: https://a.d-cd.net/fb25cbes-960.jpg

Тарга (англ. Targa) — тип автомобильного кузова легкового автомобиля, разновидность спортивного 2-местного родстера с жёстко закреплённым лобовым стеклом, дугой безопасности сзади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.

В современном автомобилестроении, тарга — любой родстер, оборудованный несъёмной металлической дугой позади салона, но с подвижными или съёмными центральными сегментами крыши

Такие системы существовали как минимум с 1930-х годов на таких автомобилях, как Hispano-Suiza H6B Dubonnet Xenia.

Hispano-Suiza H6B Dubonnet Xenia Coupe (1937) обратите внимание на фото сверху. фото с сайта: https://www.autoclub.com.tr/wp-content/uploads/2020/08/911466493.jpg
Hispano-Suiza H6B Dubonnet Xenia Coupe (1937) обратите внимание на фото сверху. фото с сайта: https://www.autoclub.com.tr/wp-content/uploads/2020/08/911466493.jpg

Но всё это были эксперименты, однако в начале 1960-х, в связи с увеличением требований к безопасности, производители начали выпускать кабриолеты в кузове "Тарга". Основное его отличие — наличие дуги безопасности и заднего стекла. Это позволило повысить безопасность в случае опрокидывания. Первой такой моделью стал Triumph TR4 1961 года выпуска, и в дальнейшем его стали использовать многие европейские и американские производители.

Triumph TR4 (1965), фото с сайта: https://live.staticflickr.com/8415/10275701494_917bb59119_b.jpg
Triumph TR4 (1965), фото с сайта: https://live.staticflickr.com/8415/10275701494_917bb59119_b.jpg

Впервые термин Targa был использован в 1965 году в отношении Porsche 911 Targa, и он остаётся зарегистрированным товарным знаком Porsche AG.

Porsche 911 Targa (1965) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/e4/ae/2b/e4ae2b2af08839f75ae0825ab8b63564.jpg
Porsche 911 Targa (1965) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/e4/ae/2b/e4ae2b2af08839f75ae0825ab8b63564.jpg

Один из самых популярных в настоящее время кузовов!

Хетчбэк (англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади) — название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом.

ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 — это хетчбэк, так как их длина меньше по сравнению с седаном ВАЗ 2115

Сверху вниз ВАЗ-2115, ВАЗ-2114, ВАЗ-2113. Фото с сайта: https://vnx.su/images/avto/vaz/big/2113-2114-2115-dimensions.jpg
Сверху вниз ВАЗ-2115, ВАЗ-2114, ВАЗ-2113. Фото с сайта: https://vnx.su/images/avto/vaz/big/2113-2114-2115-dimensions.jpg

Название «хетчбэк» подразумевает укороченный по сравнению с седаном или универсалом задний свес кузова. Соответственно, от универсала хетчбэк отличается меньшим объёмом багажника и укороченным задним свесом. А хетчбэк с вертикальной задней стенкой кузова (ВАЗ-1111 «Ока») от минивэна — меньшей высотой.

ВАЗ-1111 «Ока» (1987-2008) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2069823/5b9be9a6e96a359e56d60697c6d72654/1200x900
ВАЗ-1111 «Ока» (1987-2008) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2069823/5b9be9a6e96a359e56d60697c6d72654/1200x900

Если задний свес автомобиля имеет такую же длину, как и у седана той же модели, то его тип кузова не может быть назван «хетчбэком». Например, Audi 100 Avant  — не хетчбэк, а скорее универсал (или лифтбек), так как имеет одинаковую с базовым седаном длину заднего свеса, хотя задняя стенка кузова у него покатая, что делает его похожим на хетчбэк — на самом деле это единственное, что их объединяет.

Audi 100 Avant quattro Sport S711 (1987-1991) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Front_Audi_100_Avant_quattro_Sport_S711.jpg/1200px-Front_Audi_100_Avant_quattro_Sport_S711.jpg?20151221111044
Audi 100 Avant quattro Sport S711 (1987-1991) Фото с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Front_Audi_100_Avant_quattro_Sport_S711.jpg/1200px-Front_Audi_100_Avant_quattro_Sport_S711.jpg?20151221111044

С хетчбэками нередко путают автомобили с близким к нему и достаточно редким типом кузова лифтбэк (от англ. liftback — поднимающаяся задняя часть). Особенность последнего — в более длинном заднем свесе, по длине которого лифтбэк соответствует седану или универсалу, но отличается от последнего покатой или ступенчатой задней стенкой кузова и менее выраженной ориентацией на перевозку грузов.

В США, например, исторически более известен термин лифтбек, в то время как в России и странах СНГ он до недавних пор практически не употреблялся. Выпущенный в 1973 году обладавший всеми признаками лифтбека Иж-2125 получил имя «Комби», которое, впрочем, так и не стало нарицательным для данного типа кузова на постсоветском пространстве.

Иж-2125 (1973-1982) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/8c/dc/b3/8cdcb32fc93c069729bb374cc679330e.jpg
Иж-2125 (1973-1982) Фото с сайта: https://i.pinimg.com/736x/8c/dc/b3/8cdcb32fc93c069729bb374cc679330e.jpg

В мае 2014 года завод не объявил о выпуске Lada Granta Liftback — данная модель, в отличие от хетчбэка, имеет удлинённый задний свес, такой же, как у седана или универсала.

ВАЗ-2191 Lada Granta Liftback (2014- настоящее время) Фото с сайта: https://a.d-cd.net/b12c305s-1920.jpg
ВАЗ-2191 Lada Granta Liftback (2014- настоящее время) Фото с сайта: https://a.d-cd.net/b12c305s-1920.jpg

Skoda Superb выглядит как седан, но состоящая из двух секций пятая дверь позволяет открывать багажник и как у седана, и как у лифтбека, поэтому преобладающее название кузова будет Лифтбек.

Skoda Superb B6 (2008-2015) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0dd07c38b795c612b25d6a0acd619b8d_l-5276366-images-thumbs&n=13
Skoda Superb B6 (2008-2015) Фото с сайта: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0dd07c38b795c612b25d6a0acd619b8d_l-5276366-images-thumbs&n=13

На этом с типами кузовов легковых автомобилей закончим, но всё же я ещё вернусь к типам кузовов, когда буду рассматривать минивены, внедорожники и грузовики, так как многие кузова всё равно будут перекликаться с легковыми автомобилями, особенно при малых размерах. 

Статья написана из мешанины обрывочных сведений Русскоязычной, Англоязычной, а так же, местами, Франкоязычной и Германоязычной Википедии. Источники фотографий приведены под фотографиями. 

А с вами был dewqas!

PS: Еле уложился в длиннопост по количеству блоков. Всё же 223 блока из 250....