Моя гипотеза про балалайку
Привет, вомбаты!
Поговорим о культуре?
В сентябре прошлого года я побывал на фестивале "Стороны света" в Юсуповском саду.

Юсуповский сад находится прямо в центре Петербурга, недалеко от начала дороги на Москву. При ём дворец, во дворце студенты учатся. Сад небольшой, но с фантазией. Там есть типа гора с типа пещерами, фигурные пруды, острова, мостики.
"Стороны света" – фестиваль национальных культур. Была музыка, такая, своеобразная. Типа бурятский рэп. Певица SpelaЯ впечатлила. Должны были быть "Отава Ё" (я их хотя бы название слышал), но я их не дождался, надо было уходить.
Ещё был пятачок с ларьками региональной еды. Чебуреки были, что-то северное, ещё что-то. Может и рассольник был, не помню. Там ещё сами по себе были тележки с хот-догами, так я непатриотично зохавал хот-дог с колой.
Народу было много. На прудах сидели довольно таки заядлые рыболовы с удочками, а рядом с рыболовами сидели коты. Видимо, в прудах водится какая-то рыба. Граждан, загоравших у пруда, какие-то чиновники прессовали на предмет прикрыться. Одну хорошо отдохнувшую тётю выводила росгвардия. Была реклама – раздавали буклетики с вклеенными пакетиками чая. Марку чая не помню, проклятый эклер. Но чай реально жлобский – всего 1, 2 грамма в пакетике. Я где-то читал, что чай темнее заваривается, если в воде много микроэлементов, и недобросовестные производители кладут в пакет мало чая, а для цвета добавляют селитру, или ещё какую-то соль. Так что, если заваривать чай, которого в пакетике всего 1,2 грамма, то это уже не чай заварится, а какой-то рассольник.
Ну, это я не о том.
Ещё на фестивале были мастер-классы. По национальным танцам, ещё по чему-то. И был мастер-класс по балалайкам, который провела няшная Варвара Летягина, инструментовед, хранитель музыкальных инструментов Шереметевского дворца – Музея музыки, куратор концертного отдела Молодёжного пространства «Палата ремёсел». и прочая, и прочая. Ну, мастер-классом это называлось громко, балалайки делать нас Варвара не научила. Была скорее лекция с демонстрацией балалаек и игры на них.
Так вот. (Это всё была преамбула). Перескажу коротенько, что я почерпнул, запомнил и придумал. Балалайка стала известна широкой просвещённой общественности благодаря Василию Васильевичу Андрееву. Он был из богатой семьи, был одарённым музыкантом, играл на разных инструментах, и возможно, стал бы знаменитым, например, скрипачом. Но однажды теплым летним вечером он прогуливался по своему имению и в вечерней тишине услышал какие-то чудесные звуки. Пойдя на их источник, он обнаружил, что эти звуки извлекает его работник из простой советской балалайки. "Кто бы мог подумать, что обычная 35-копеечная балалайка может звучать так чудесно!" – писал Андреев в своих мемуарах (он был очень скрупулёзен в денежных вопросах и аккуратно всё записывал, сказала Варвара). Андреев немедленно обзавёлся собственной балалайкой и стал её осваивать. Но что-то в конструкции ему не понравилось, какие-то нелады с ладами, он придумал, как сделать балалайку ещё лучше. И пошёл к самому лучшему петербургскому скрипичному мастеру Иванову. И говорит ему: "Скрипичный мастер Иванов, сделай мне зашибенную балалайку, у меня вот чертёжик есть". А скрипичный мастер Иванов ему отвечает: "Я самый лучший петербургский скрипичный мастер. Я делаю скрипки, благородный инструмент для благородных господ, я не буду делать мужицкую балалайку" . Но тут Андреев достал свою балалайку, ту, что купил до того, и показал скрипичному мастеру Иванову, как он на ней научился виртуозно играть. Скрипичный мастер Иванов проникся и согласился сделать для Андреева балалайку. Но только чтобы это был секрет, чтобы мастеру не упасть в глазах публики. И сам Иванов держал это а тайне, никому не говорил, что он делает балалайку, а если к нему в мастерскую кто-нибудь заходил, то Иванов прикрывал делаемую балалайку тряпочкой. В итоге Иванов таки сделал балалайку, и Андреев с ней произвёл фурор во всём мире, от Петербурга до Парижа, прославив русскую народную музыку.
А ирония судьбы состоит в том, сказала Варвара, что Иванов, который отказывался делать балалайку, вошёл в историю как создатель балалайки. Никаких скрипок, или там барабанов его авторства не известно, по крайней мере Варваре.
И вот что я подумал. А что если не было никакого скрипичного мастера Иванова. То есть скрипичный мастер был и, может быть, он даже был Иванов, но он не был известен как скрипичный мастер Иванов. Подумайте сами, разве могла быть у скрипичного мастера в XIX веке фамилия Иванов? Кто бы заказал скрипку у Иванова? У скрипичного мастера должна была быть фамилия, например, Джованини. А Иванову в самый раз балалайки делать. И Андреев ведь обещал мастеру никому не говорить, что мастер ему балалайку делает. Вот Андреев и сдержал своё слово и никому не сказал. И вместо фамилии, под которой мастер был известен, написал в мемуарах "мастер Иванов", рандомную фамилию, да ещё и с намёком, что фамилия не та.
Вот такая у меня гипотеза. Как думаете, вомбаты? Может быть, я совершил открытие, и про меня в энциклопедии напишут?
Комментарии