Единственная песня c первого альбома Black Sabbath, в которой Айомми играет на Fender Stratocaster

Первой гитарой Тони Айомми была Watkins Rapier 22. Мама купила в рассрочку.

Тони левша, а леворукие гитары - редкость даже в наши дни. Он говорил, что на тот момент Rapier 22 был единственным доступным вариантом.
Упоминаний, какого цвета был инструмент, нигде нет, но справедливо предположить, что Fiesta Red. Во-первых, потому, что это самый распространенный цвет у этой модели, и во- вторых, Айомми тогда фанател по Хэнку Марвину из группы The Shadows, который играл на знаменитом красном Fender Stratocaster (тоже Fiesta Red). И гитары Rapier используют фендеровский дизайн корпуса.
Фрагмент из фильма "Молодые" (The Young Ones, 1961) с выступлением Клиффа Ричадса и The Shadows.
Однако после того, как в 1964 году Айомми устроился в первую серьёзную группу (The Rockin' Chevrolets), он перешёл на гитару Burns London со звукоснимателем Tri-Sonic. Точная модель неизвестна, можно лишь прикинуть, что трисоники ставились на три основные линейки:
Sonic

Artist\Vibra-Artist

Vista Sonic

Не упрощает задачу то, что Айомми помнит одну деталь, которая не встречалась ни на одной из гитар производства Burns London. Он говорил, что на его экземпляре был какой-то переключатель с подписью The Trisonic Sound.
Гитара была местного производства, найти леворукую относительно просто, но это всё ещё очередная бюджетная британская гитара. Мечта купить Fender Stratocaster никуда не делась, ибо на них играли самые популярные рокеры того периода: и упомянутый Хэнк Марвин, и Джимми Хендрикс, и многие другие.
The Jimi Hendrix Experience - Foxey Lady (Miami Pop Festival, 18 мая 1968 года). Обратите внимание на то, что Джимми, тоже будучи левшой, играет на праворукой гитаре, перевернув её вверх ногами и переставив струны в обратной последовательности. Даже в на родине Фендера дела с гитарами для левшей обстояли плохо.
Тем не менее, Тони повезло найти леворукий Cтратокастер классического цвета sunburst.


В 1965 году он устроился в другую группу - The Birds & The Bees. В какой-то момент им предложили съездить в тур по Германии. Айомми тогда было 17 лет и он работал на производстве листового металла, поэтому пришлось выбирать, уволиться или отказаться. Он решил уволиться. Однако судьба его знатно потроллила: в последний рабочий день его поставили на пресс, на котором он никогда не работал. В итоге этот пресс отчекрыжил ему кончики среднего и безымянного пальцев левой руки. Ни работы ни музыкальной карьеры.

После инцидента он впал в депрессию и думал, что больше никогда не сможет играть на гитаре. Благо, в него поверил один друг (некоторые источники пишут, что его бывший бригадир). Он принёс записи французского гитариста Джанго Рейнхардта (Жана Ренара). У того тоже были только три здоровых пальца на руке, однако это не помешало ему стать виртуозным музыкантом.
Воодушевившись этим примером, Айомми стал изобретать способы, как компенсировать куцые пальцы. Расплавил попавшуюся под руку бутылку из-под моющего средства и изготовил из неё протезы, а уже протезы обклеил кожей, чтобы струны не соскальзывали.

Оправившись ментально и приблатыкавшись к протезам, Тони попробовав вернуться в музыку - основал группу The Rest, но потом решил уйти в более серьёзный блюз-рок коллектив Mythology, ради чего переселился в Карлайл. Дело шло хорошо, они набрали определённую популярность в Великобритании и Германии, однако репутацию похерил полицейский рейд: копы нашли у них марихуану. А какой же хипарь без косяка?..

Проблема в том, что британские газеты 70-х писали обо всём и вся, в том числе о каждом проштрафившемся гражданиние. Организации же прикидывались оплотами нравственности и закрывали двери для всех, кто засветился в сводках. Вспомните, как образовалась самая страшная лондонская банда 70-х - 90-х годов под предводительством Бобби Камминса.
Кавалер Ордена Британской империи Сэр Бобби Камминс.

Когда он был подростком, полиция захотела срубить палку на его младших друзьях. Тот напомнил жандармам про их права (для допроса ребёнка требуется присутствие родителей). В итоге ему бросили под ноги опасную бритву - мол, из твоего кармана выпала, - и под этим предлогом арестовали. В отделением поставили перед выбором - либо Борсталь (детская колония, которой пугали детвору в те годы), либо можно нарисовать штраф. Родители Бобби, естественно, выбрали деньги.
Работодатель прочитал про арест в газете и уволил его, остальные потенциальные работодатели - взяли на заметку, и хрен куда уже устроишься, не уезжая из района; также испортились отношения с родителями, ибо те не допускали мысли, что в полиции работают нехорошие люди, и верили копам. "Хотите видеть меня плохишом? Ладно, я вам покажу плохиша!" Бобби сам придумал себе вызов и сам же его принял, превратившись в самого эпичного британского суперзлодея конца XX века. Не менее эпично и то, что сейчас он один из самых уважаемых людей в Великобритании, ибо после 16 лет строгача навёл порядок в пенитенциарной системе, дабы она перестала уже порождать таких монстров, как он. Весь 20-й век был исполнен бандами, похожими на банду Камминса. Сейчас дела в Великобритании обстоят получше. Хотя бы не лишают нормальной жизни за любую административку
Возвращаясь к Айомми, в итоге площадки стали отказывать им, оставив группу без работы, и они распались.
Mythology не дошли до студийных записей, но сохранился по крайней мере один бутлег: Queens Hotel, Silloth, 13 июля 1968 года.

Айомми вернулся в Бирмингем и снова решил основать собственную группу. Пригласил барабанщика, с которым сработался по Mythology - Била Уорда, и стал думать, где добыть вокалиста и ещё сколь-нибудь музыкантов. Однажды они зашли в музыкальный магазин и увидели объявление Ozzy Zig needs a gig – has own PA (Оззи Зигу нужна группа, есть своя акустическая система). Съездили по адресу - оказалось, что за объявлением стоит Джон "Оззи" Осборн, которого Тони помнил по школьным годам. И именно поэтому связываться с ним не хотелось: Тони был уверен, что этот балбес не умеет петь. Но, тем не менее, пока других вариантов не было, решили его рассмотреть.
Оззи припёр 50-ваттную акустическую систему Vox, которую подарил ему батя. Шота типа этого.

Отца Оззи шибко волновало то, что сына потянуло на скользкую дорожку, поэтому когда однажды Оззи вернулся домой и стал воодушевлённо рассказывать, как услышал по радио новую песню The Beatles, поспешил за это зацепиться. Влез в долги на 250 фунтов, но купил ему концертное оборудование в надежде, что творчество отвлечёт Оззи от хулиганства и более тяжких преступлений.
Осборн также привёл друга - гитариста Теренса "Гизера" Батлера, с которым они ранее основали группу Rare Breed. Так как второй гитарист был не больно нужен, из Гизера решили сделать басиста.
Сначала тот одалживал бас-гитару у друга, или понижал строй своей обычной гитары Fender Telecaster на одну октаву. Наконец, смог купить дешманский Teisco Top Twenty. В каком именно исполнении - опять-таки неизвестно, ибо их вариаций было много.

У Гизера даже не было лишних денег на струны, он менял их только тогда, когда они лопались. С его слов, свой первый концерт он отыграл на басухе друга, на которой были только две целые струны. На записи первого альбома Black Sabbath в 1970 году он использовал не меняные 10 месяцев струны. Однако вернёмся в 1968-й.
Группу решили назвать The Polka Tulk Blues Band. В состав группы, помимо основной четверки, входили также слайд-гитарист Джимми Филлипс и саксофонист Алан "Aker" Кларк. По одной из версий, название происходит от бренда присыпки (тальк для подмышек), которой пользовалась мать Оззи. По другой, позаимствовали название индийского или пакистанского магазина одежды. Позже название группы сократили до Polka Tulk.
Но тут Айомми приходит заманчивое предложение от популярной группы Jethro Tull. Они были немного знакомы с Тони, ибо Mythology однажды играла у них на разогреве. От них ушёл гитарист, а на носу были съёмки фильма-концерта The Rolling Stones: Rock And Roll Circus. Айомми решил снова бросить свой проект и ломанулся к ним за быстрой славой.
Тем временем у Стратокастера изменился внешний вид - Тони захотелось перекрасить корпус в белый. Батя помог с покраской. Собственно, с этой гитарой Тони впервые попал на экраны телевизоров.

Однако после того, как они отыграли выступление, Айомми решил вернуться в Polka Tulk, ибо понял, что ему хочется творческой свободы, а не подстраиваться под устоявшийся коллектив. Однако и в своём проблем хватало - Филипсу и Кларку было похрен на группу. Они не привносили ничего интересного в музыку, отлынивали от участия в написании мелодий. Увольнять их напрямую Айомми побоялся, поэтому организовал с тремя оригинальными членами договорнячок. Он формально распустил группу, долждался, когда Филипс и Кларк исчезнут с горизонта, и создал новую под названием Earth. Решили не искать новых музыкантов и продолжать вчетвером.

Наконец, к истории, которая превратила Earth в Black Sabbath.
Однажды они приехали выступать и обнаружили, что у фанатов подозрительно бомбит... Оказывается, существует ещё одна группа Earth - Гленна Кэмпбелла, более популярная на тот момент. У них уже были студийные записи, ротация на радио, поэтому будущих Саббатов стали путать с ними и по ошибке приглашать на концерты.
Через дорогу от помещения, которое снимала для репетиций бирмингемская четвёрка, находился кинотеатр. Однажды участники группы решили сходить в кино и попали на показ фильма ужасов "Чёрная суббота, или Три лица страха" (Black Sabbath, 1963).

Гизеру Батлеру нравились хорроры. Также он был завсегдатаем местных оккультных сходок. Не по религиозным причинам, просто в сектах можно было беспалевно поглазеть на красивых девок. По той же причине он ходил в церковь, кстати.
Впрочем, оккультизмом он в какой-то степени интересовался. Даже перекрасил стены своей квартиры в чёрный цвет и развесил перевернутые распятия и портреты Сотоны. Узрев это, Оззи подогнал ему замечательный подарок - старую оккультную книгу на латыни. Гизер почитал её перед сном и отрубился. Посредь ночи он проснулся и увидел стоящую у изножья кровати чёрную фигуру. Виденье растворилось быстро, но кирпичи уже были отложены. На следующий день он рассказал об этом остальным членам группы, и они смешали эту идею с ощущениями от просмотра фильма Black Sabbath, сочинив одноимённую песню. Ну, и ввиду назревавшего скандала с названием группы заодно переименовались в Black Sabbath.
О смене названия объявили на выступлении в молодежном клубе Бэнклендс в Уоркингтоне 26 августа 1969 года, официально выступили под новым именем там же через 3 дня.

К слову, оккультную книгу с тех пор никто не видел. Со слов Гизера, она просто исчезла в ту ночь.
Батлер всегда подчёркивал, что в тот день был трезв, и произошло это до того, как он подсел на наркотики. Даже винил вещества в том, что впоследствии они "убили эту часть его мозга" (отвечающую за рандомные галюны, видимо).
На клипе выше Тони Айомми уже играет на именной гитаре "Monkey" (за наклейку с обезьянкой), ставшей его визитной карточкой - Gibson SG Special обр. 1965 года.

На этой же гитаре был записан весь дебютный альбом Black Sabbath... Кроме одной песни.
Айомми был в целом доволен своим стратокастером, но в то же время продолжал щупать другие гитары. Купил зачем-то праворукий Gibson SG Special в качестве запаски. Играл на нём, как Хендрикс, перевернув гитару вверх ногами и переставив струны в обратном порядке. Однажды кто-то рассказал ему, что в Бирмингеме есть такой же идиот, только с зеркальной проблемой - будучи правшой, зачем-то купил SG Special под левую руку. Айомми связался с ним, договорился встретиться. На парковке они махнулись гитарами и больше друг друга никогда не видели. Так Monkey оказалась у него.
Наконец, группа разжилась деньгами на то, чтобы начать записываться. Однако они всё ещё не могли себе позволить снимать студию звукозаписи на целый день, как большие артисты. Брали аренду на пару часов и за это время пытались записать весь концертный сет.
Первую сессию они начали с песни Wicked World. Сразу после того, как завершили над ней работу, у Айомми сдох звукосниматель на белом стратокастере... Время - деньги, пришлось хватать в руки Гибсон и разбираться с ним на ходу. Запасная гитара показала себя так хорошо, что с тех пор Тони практически не видели с другими гитарами в руках. С 1970 года и по сей день он играет только на вариациях Gibson SG Special.
Та самая запись, на которой закончилась эпоха белого стратокастера.

Комментарии