" ИКЕЯ из СССР" - Всесоюзный конкурс на лучшую мебель для типовых квартир 1958 года
В июне 1958 года Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства объявил Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели для типовых квартир односемейного заселения.

Программа конкурса ставила задачу создания экономичной и высококачественной массовой мебели на основе использования передовой технологии производства и применения наиболее рациональных конструкций из дерева, металла и пластических масс. Каждый набор должен был иметь единый архитектурно-художественный замысел. Необходимо было обеспечить максимальные удобства квартир, применяя дополняющую друг друга передвижную и встроенную мебель, а также стационарное кухонное оборудование.

В конкурсе приняли участие специализированные мебельные конструкторские бюро, предприятия мебельной промышленности, научно-исследовательские институты и высшие художественно-промышленные училища, которые представили 66 наборов передвижной мебели, 24 кухни и 14 комплектов оборудования встроенных шкафов. Широко использована комбинированная, трансформирующаяся и складная мебель. Многие наборы имеют раздвижные или раскладные диваны, убирающиеся в шкафы кровати, часто используются откидные или складывающиеся обеденные столы, почти все наборы имеют письменные шкафы-секретеры.
Для размещения образцов были предоставлены сорок квартир одно, двух- и трехкомнатного типа в жилых домах в Москве, в районе Новых Черемушек, а также новое здание магазина в том же районе.
Выставку осмотрело большое число делегатов XXI съезда КПСС, гости из многих демократических стран, архитекторы, художники, инженеры-конструкторы и технологи, рабочие и служащие крупнейших предприятий Москвы, жители 11-го квартала Новых Черемушек, специальные группы работников мебельной промышленности разных городов Советского Союза и многие другие.




Некоторые из участников конкурса применили гнуто-клеенные детали из шпона в таких предметах, как стулья, кресла, ящики шкафов, детская мебель, а в одном из наборов этим способом изготовлены почти все предметы. Во многих наборах древесностружечные плиты являются основным конструктивным материалом.
Синтетические материалы применены довольно широко. Многие диваны, кресла, стулья и кровати имеют сиденья, спинки и матрацы из пластичного поропласта. Широко использован цветной жесткий слоистый пластик на бумажной основе, главным образом для покрытия рабочих поверхностей столов, а также мягкие пластмассовые пленки разнообразной фактуры и цвета. Значительно реже применяются пластмассовые профили прямого прессования для облицовки кромок у крышек столов, полок и других элементов мебели. Металлические каркасы из стальных тонкостенных и газовых труб с успехом использованы в нескольких наборах. Трубы из легких алюминиевых сплавов встречаются реже.
Очень многие участники конкурса применили в качестве конструктивных элементов древесностружечные плиты. Этот экономичный материал давно завоевал признание архитекторов, художников и технологов. Но использование древесностружечных плит в «открытом виде», защищенных только прозрачной пленкой, до сих пор встречалось редко. Ленинградские архитекторы показали, что характерный рисунок плиты дает прекрасный художественный эффект, особенно в сочетании с элементами, облицованными строганой фанерой или цветным пластиком.
К недостаткам, которые выявил конкурс, следует отнести неумение некоторых авторов владеть цветом: одни наборы очень пестры, другие — скучны. Некоторые организации все еще неэкономно и недостаточно обоснованно применяют облицовочную фанеру дефицитных пород дерева типа ореха, украинского тополя. Встречается даже импортное красное дерево. В качестве досадного явления следует упомянуть и то, что некоторые предметы, имея современные конструкции, некрасивы по своему внешнему виду, а ряд наборов не имеет единого художественного замысла. В некоторых квартирах мебель пестрая или очень темная по расцветке, с большим количеством полированных поверхностей, вычурная по форме, иногда с плохими пропорциями, «живет» сама по себе. Квартира уже занята мебелью, присутствие человека там кажется не обязательным.
Но, несмотря на отдельные неудачи, итоги Всесоюзного конкурса знаменуют собой крупнейший принципиальный сдвиг в работе советских архитекторов, художников и конструкторов в сторону создания новой мебели, стоящей на уровне современных утилитарных, художественных и технических требований.
Комментарии