Или же Аппиева дорога.
Был такой цензор в Древнем Риме, звали его А́ппий Кла́вдий Цек (лат. Appius Claudius Caecus), так вот, он в 312 году до н.э. забацал такую мегастройку и тем самым вписал себя в историю. В 2024 году дорогу внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Аппиева дорога (около 1900 года), автор не известен, но в фотографию явно умел.
Аппиева дорога (около 1900 года), автор не известен, но в фотографию явно умел.

Эта дорога соединяла Рим и Капую. Расстояние между ними составляло 1600 стадиев. Римский стадий = 185 м, путём не хитрых вычислений получаем протяжённость 1600*185 = 296000 м или 296 км. Не слабо так, да?

Карта Апиевой дороги.
Карта Апиевой дороги.

Вообще-то её потом продлили, почти вдвое, поэтому можно выделить три этапа постройки:
1. От Рима до Капуи. IV век до н. э.
2. От Капуи до Беневента. III век до н. э.
3. От Беневента до Брундизия. Вторая половина II века до н. э.

Разумеется изначально она строилась как военная дорога, а для ускорения передвижения войск холмы сравнивали, овраги засыпали, затем всё замостили камнями. Хотя вполне возможно, что дорога уже существовала, а Аппий просто привёл всё в более приемлемое состояние и замостил её камнем. Даже если и так, это нисколько не умаляет его заслуг. Построить дорогу которая служит людям уже 2336 лет с момента постройки, как вам такое, господа дорожники?

Аппиева дорога на территории древнего города Минтурно.<br>Современные дороги в такое состояние приходят через пару лет эксплуатации.
Аппиева дорога на территории древнего города Минтурно.
Современные дороги в такое состояние приходят через пару лет эксплуатации.

Разумеется дорога имела важное военное, культурное и торговое значение, это шоссе своего времени. Она была шириной до 4 метров, чтобы повозки могли спокойно разъезжаться, по обочинам были канавы для отвода воды и небольшие возвышения служившие своеобразными тротуарами.
Примечательно, что в Древнем Риме запрещалось передвигаться на каком-либо транспорте в чертах города, ну разве, что в каких-нибудь особых случая, например, триумфа. Так же позволялось использование носилок или езда верхом правительственным чиновникам (никого не напоминает?) и замужним женщинам, о как. За городскими стенами можно было передвигаться на чём угодно. Как же тогда доставляли провизию в города? Если не по воде, то обозами, но обязательно ночью.

Porta Appia (Врата Аппия) отсюда начиналась дорога Аппия. Так же их называют воротами святого Себастьяна, т.к. в христианскую пору паломники ходили по Аппиевой дороге к катакомбам и базилике святого, что находились за пределами городской стены. неподалёку от этих самых ворот.
Porta Appia (Врата Аппия) отсюда начиналась дорога Аппия. Так же их называют воротами святого Себастьяна, т.к. в христианскую пору паломники ходили по Аппиевой дороге к катакомбам и базилике святого, что находились за пределами городской стены. неподалёку от этих самых ворот.

Это пожалуй одна из первых, но далеко не самая последняя достопримечательность, на всём протяжении дороги Аппия их просто невероятное количество, всякие виллы, колумбарии, гробницы и прочее, потому как это было своеобразным способом показать у кого тут кошелёк толще и связи пошире. Всё потому, что устраивать захоронения в черте города было запрещено, что в общем-то логично, поэтому и изгалялись богатейшие граждане Рима как могли, в общем чем ближе стояла гробница к дороге, тем престижнее. Особым шиком было устроить что-нибудь такое как можно ближе к дороге и стенам города..

Гробница Цецилии Метеллы (итал. Mausoleo di Cecilia Metella), фотография сделана около 1800 года.
Гробница Цецилии Метеллы (итал. Mausoleo di Cecilia Metella), фотография сделана около 1800 года.
Вилла братьев Квинтилиев (лат. Villa Quintilii), которую отжали у братьев (их кстати убили) при императоре Коммоде.
Вилла братьев Квинтилиев (лат. Villa Quintilii), которую отжали у братьев (их кстати убили) при императоре Коммоде.

Ну, как-то так. Разрешите откланяться.

P.S. и по традиции ещё фотографий.

Casal Rotondo. Самая большая гробница на Аппиевой дороге. Диаметр стен составляет 35 метров. В средние века на крыше гробницы построили дом с садом, в котором путники могли укрыться от солнца.
Casal Rotondo. Самая большая гробница на Аппиевой дороге. Диаметр стен составляет 35 метров. В средние века на крыше гробницы построили дом с садом, в котором путники могли укрыться от солнца.
Colonna miliaria. Репродукция вехи, вмонтированная в стену. Римская I обозначает одну милю или 1480 метров до Капенских ворот. Надпись на колонне посвящена восстановлению дороги императорами Веспасианом и Нервой в I веке нашей эры. Табличка сбоку, свидетельствует о том, что в 1910 году был изготовлен слепок колонны, заменивший оригинал, найденный в 1584 году и выставленный сейчас на балюстраде Капитолийского холма.
Colonna miliaria. Репродукция вехи, вмонтированная в стену. Римская I обозначает одну милю или 1480 метров до Капенских ворот. Надпись на колонне посвящена восстановлению дороги императорами Веспасианом и Нервой в I веке нашей эры. Табличка сбоку, свидетельствует о том, что в 1910 году был изготовлен слепок колонны, заменивший оригинал, найденный в 1584 году и выставленный сейчас на балюстраде Капитолийского холма.

Капито́лий (Капитоли́йский холм; лат. Capitolium, Capitolinus mons, итал. il Campidoglio, Monte Capitolino) — один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.