Увидела слово недели и пришло в голову поделится фаюмскими портретами, в свое время статья про них немало удивила меня.

Фаюмские портреты - это погребальные портреты в Римском Египте 1-3 веков. То есть это смешение стилей римского искусства и египетских обрядов и традиций

Фаюмский Портрет

Эти портреты пришли на смену погребальным египетским маскам. Первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, известны с 17 века, всего известно около 900 таких работ на сегодняшний день.

Фаюмский Портрет

Живость картинки придает техника выполнения 

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица: на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны.

Также одной из особенностей таких работ является использование сусального золота (иногда это весь фон, иногда только некоторые детали - ободки, венки, украшения). В качестве основы использовалось дерево, и грунтованное клеем полотно. 

Фаюмский Портрет
Фаюмский Портрет
Фаюмский Портрет
Фаюмский Портрет

Более поздние портреты написаны темперой. Портреты обладают невероятной сохранностью. К сожалению, техника пастозной живописи была утрачена на несколько веков и вновь открыта только в средние века. Меня в свое время просто поразили эти портреты, живые, красочные, детальные, они так отличаются от традиционных римских изображений (когда в угоду совершенству портреты часто теряли связь с реальностью) и египетских традиционных техник. А еще меня поразило сходство с ранними иконами, которые появились на Руси из Византии, их также рисовали на дереве, и использовали сусальное золото. 

Одна из древнейших сохранившихся икон
Одна из древнейших сохранившихся икон

Интересно, если бы не было утрачено искусство пастозной живописи - как бы изменилась история искусств?