Хорошего всем осеннего дня! Нежаркого и в преддверии выходных.

В такие дни хочется порой чем-нибудь себя развлечь, сходить в кино, или ещё куда. Исполнить так называемую "культурную программу" :)
И вот подумалось мне рассказать, о корнях этих традиционных развлечений. 

@JasonWoorhies Уже поднял эту тему тут: https://vombat.su/post/66115-korni-tragizma и рассказал о самых глубоких корнях, культуры, где скакали сатиры и лилось рекой вино.

Но годы шли, и греки становились серьёзнее. И однажды кому-то пришло в голову, что трагедия должна быть трагичной. Смешно, да? Масло масляное! А вот тогда вся жизнь была не фонтан, и это воспринималось спокойно, как воля богов. Так вот трагедия - это серьёзное произведение с хором, актёрами. изображающими богов и героев. А вот комедия, которая, кажется отпочковалась, на самом деле больше походила на то, что было в "старые времена": там высмеивались ситуации из политической жизни Афин, были шуты, пляски, песни, ну и под конец все воздавали хвалу Дионису, потребляя горячительное и закусывая чем бог послал.

А это классические маски трагедии и комедии, По крайней мере, так их сейчас представляют)
А это классические маски трагедии и комедии, По крайней мере, так их сейчас представляют)

Вот тут есть интересный и спорный момент: есть исследования, где историки пишут, что женщинам можно было посещать только трагедии. А вот посмеяться с народом им было нельзя. Но другие парируют, что в комедии Аристофана «Мир» (ст. 966)  указывается, что на представлении этой комедии в театре присутствовали замужние женщины.
Тут, скорее всего, вопрос в общественных правилах и приличиях: комедии остались частью культа Диониса, и там могли показывать и рассказывать что угодно, а насмешить простых людей просто: палец можно не показывать, а вот показать жопу или что ещё - точно будет воспринято толпой с радостью, при этом ещё будут пить без меры. Вот представьте себе, кто в здравом уме отпустил бы в такое место молодую девушку, например дочь или жену?

Но в отношении актёров всё было однозначно - это были свободные граждане и только мужчины. То есть все эти переодевания в женскую одежду и прочее, всё это имело место быть в древнегреческом театре.

Но вернёмся к трагедиям. Мы уже поняли, что комедии остались Дионису, а как же остальные боги? А не обидятся? Им же такого не дали! А гнев богов - это не дождик золотой. Они не будут смотреть, кто именно их оскорбил, по площадям сразу будут лупить!

А вот и золотой дождик: 
 царь Аргоса Акрисий, получивший предсказание от дельфийского оракула,
 что он будет убит собственным внуком, заключил свою дочь Данаю в 
подземную темницу из меди (в иных вариантах мифа в высокую башню) и 
приставил к ней служанку. Однако Зевс, обратившись в золотой дождь, сумел проникнуть к пленнице и от него Даная родила Персея. Вообще, некоторые считают, что у Зевса были проблемы с молнией, она у него не застёгивалась на штанах.
А вот и золотой дождик:  царь Аргоса Акрисий, получивший предсказание от дельфийского оракула, что он будет убит собственным внуком, заключил свою дочь Данаю в подземную темницу из меди (в иных вариантах мифа в высокую башню) и приставил к ней служанку. Однако Зевс, обратившись в золотой дождь, сумел проникнуть к пленнице и от него Даная родила Персея. Вообще, некоторые считают, что у Зевса были проблемы с молнией, она у него не застёгивалась на штанах.

Итак, другим богам тоже нужно что-то хорошее показать. Но другие боги не столь склонны к веселью и неумеренному потреблению, так что и сюжет должен быть соответствующим. Но тут приходят на выручку мифы древней греции. Там о каждом боге расписано всё, и все эти истории знают, и богу не обидно. Вот и получается классическая трагедия: герой страдает, преодолевает, возможно, даже появляется Deus ex mahina - бог из машины (Это когда в самый тяжёлый момент, когда герою уже ничем не помочь, на лебёдочке на сцену спускается какой-нибудь бог, и всё резко исправляет, сейчас этот приём ещё называют роялем в кустах).
Все поражены трагизмом ситуации, или наоборот, прекрасным разрешением сложного конфликта, говорят: "Ах, какое замечательное представление" и в вечерних тогах идут в ближайшую аустерию или ещё какую-нибудь едальню, классом повыше, чтобы насытиться не только духовно, но и телесно.

А теперь ещё вернёмся к маскам.

Да, к вот этим вот маскам страшнючим
Да, к вот этим вот маскам страшнючим

Сейчас возникает вопрос, а зачем они?
Но тогда, напомню, играли только мужчины. Да ещё и рождённые свободными, то есть, не крутой актёр, а тот, кто захотел. А вдруг он страшный и старый? И грим ещё не изобрели нормальный. А вот если маску напялить, то сразу всем понятно: вот этот - страшнючий посередине, у которого борода клоками, это Селен, бухарик-фавн, который воспитал Диониса.
Вон тот, слева, второй сверху - это сатир. Да, это я прямо про картинку вверху с масками, они там)


Да и вообще. Вот представьте, приходят люди на представление. Им что, все постановки наизусть знать?! А если они читать не умеют!? А тут глянул на сцену, сразу понятно: это Петрушка селен похотливый, а это скупой отец, этот влюблённый юноша, и так далее. Образы были узнаваемы, имели характерные признаки. Сразу по положению рта маски можно было определить, комедия или трагедия, а то мало ли, засмеёшься в неположенном месте, а это серьёзная постановка. Стыд-то какой, на все Афины!

Это сейчас уже мы читаем программу выступления, смотрим трейлеры фильмов, да и чем-то новым удивить нас уже сложно. А весь театр, цирк и прочие культурные мероприятия начинались примерно так, как я описал

Засим откланиваюсь, ваш ни разу не театральный, вомбат skiph
Засим откланиваюсь, ваш ни разу не театральный, вомбат skiph