Продолжаем тему инструкций. Нашему сегодняшнему герою предложили, ни много ни мало, стать призраком! Правда, предложение поступило в весьма странной форме, да и трансформация требовала некоторых усилий...
Шесть простых шагов

Автор: Miranda Johansson. Мой перевод, вычитка: Sanyendis

Шесть простых шагов

Пабло назвал эту штуку «Пустоголовым».

Он висел посреди гостиной – костлявый, с выпирающими, будто от голода, рёбрами. От огромной, похожей на луковицу, головы, осталась только половина – на месте лица зиял провал с зазубренными краями. Отсюда и название.

На первый взгляд Пустоголовый походил на высохший труп, на мумию, извлечённую из болота. Но Пабло почти сразу понял, что перед ним просто искусно сделанный муляж: на внутренней стороне полого черепа, сморщенной и деформированной, отчётливо проступали аккуратные буквы газетного шрифта. Папье-маше. Кроме того, виднелись струны, благодаря которым конечности могли приводиться в движение.

Но пусть сам Пустоголовый и был сделан из простой газетной бумаги, его нижнюю – единственную – челюсть усеивали настоящие зубы. Они были длинными и тонкими, идеально ровными, плотно прижатыми друг к другу и потрясающе белыми. И их было очень, очень много.

Когда Пустоголовый говорил, его челюсть бестолково дёргалась вверх-вниз не в такт словам. А говорил он очень часто.

//

Впервые он появился в квартире Пабло второго ноября. Накануне, на празднике в честь Дня Мёртвых, Пабло слишком много выпил. Всю ночь ему снились калаверас [прим.: «калавера» – маска в виде черепа, мексиканское народное искусство]. На самом деле в Мексике жили когда-то только его родители, но он считал себя настоящим мексиканцем и старался соблюдать старые традиции.

Тогда Пабло проснулся уже за полдень. Застонав, он перевернулся на спину, спасаясь от лучей дневного света, проникавших сквозь жалюзи. Во рту стоял вкус дерева, и только мысль о том, что после душа ему полегчает, заставила Пабло подняться с кровати.

Выйдя из спальни, он увидел нечто, подвешенное посреди гостиной, между телевизором и диваном.

Пабло застыл в ужасе. Привычная обстановка и тёплый осенний свет, льющийся в окно, только подчёркивали ненормальность «гостя». Бесконечное мгновение спустя существо заговорило.

– Как стать призраком за шесть простых шагов? – сказало оно ему.

Пабло расслабился, хотя сердце всё ещё продолжало бешено колотиться в груди. Розыгрыш, ну конечно же. Теперь он заметил ниточки, на которых висела эта кукла. Вот только кто мог так над ним подшутить?

(Череда ассоциаций заставила Пабло вспомнить о бабушке. Когда та была жива, они иногда ездили к ней в Мексику. Как-то раз, когда родители взяли его с собой на празднование Día de Muertos в их родном городе, она угостила его альфеником – лакомством из сахарной ваты в форме маленького черепа. Чтобы не огорчать бабушку, он заставил себя его съесть).

– Как стать призраком за шесть простых шагов? – повторила кукла, висевшая под потолком гостиной (Ужасные зубы. Не слишком удачный розыгрыш, подумал Пабло). – Кто не мечтает стать призраком? Призраки не только не стареют и не умирают, но и не ограничены возможностями плоти. Больше не нужно работать, чтобы есть – ведь тебе не нужно будет есть. Тебе больше никогда не придётся есть.

Пабло сходил на кухню за стулом. По коже всё ещё ползали мурашки, но он-таки решил снять куклу. Кто-то с работы, гадал он? Но он не знал никого из коллег настолько хорошо, чтобы те могли сделать что-то подобное. А те немногие друзья, что у него были, давно перебрались в местечки получше.

Неужели это его собственных рук дело?

Пабло замер, глядя в окно. Находка изрядно его взбодрила, но голова всё ещё слегка пульсировала – вчера он изрядно принял на грудь. Да, в памяти имелись пробелы. В принципе, он мог это сделать. Но Пабло не представлял себе, что могло заставить его совершить настолько странный поступок.

Тем временем эта штука продолжала говорить.

– Для большинства людей мысль о том, чтобы стать призраком, остаётся лишь далёкой мечтой, словно сон, в котором тихий ветерок колышет заросли тростника, позвякивает колокольчик, а издалека доносится нежное пение. Ничего удивительного: секрет превращения в призрака по ряду причин хорошо охраняется. Мало кому понравится, если вы оставите свою кожу валяться, будто ненужный мусор!

Если бы у него возникло такое желание, Пабло мог бы прочитать слова на внутренней стороне сделанного из папье-маше черепа. Но он не хотел. Будь его воля, он даже не стал бы прикасаться к этой штуке. Но, увы, это было необходимо – хотя бы для того, чтобы засунуть куклу в мусорный мешок и выбросить где-нибудь на обочине.

Вот только… Он замер, уставившись в потолок, где заканчивались ниточки марионетки. Они ни к чему не крепились. Они просто заканчивались возле потолочной лепнины или проходили сквозь неё.

– В этой статье вы найдёте описание шести простых шагов, которые позволят вам стать призраком! – говорило тем временем существо. – Что вы теряете? Нет, в самом деле, что вы теряете? Что вы боитесь потерять? Это быстро, легко и совершенно бесплатно!

//

Как оказалось, Пустоголовый говорил, по больше части, одно и то же. Иногда в его речи встречались новые обороты, но в основном он повторял всё по кругу. Пабло слушал его слова бессчётное количество раз. Он уже мог бы пересказать речь Пустоголового дословно.

– Шаг один. Вшейте в кожу чёрную нить.

Начиналось всё с предисловия о предполагаемых преимуществах существования в форме призрака, а затем перечислялось шесть простых шагов, которые, очевидно, позволяли им стать. В иной ситуации это даже показалось бы забавным. Пабло никогда не верил в призраков, пока один из них не появился у него в гостиной.

– Первый шаг к становлению призраком потребует от вас небольших умений в рукоделии. Вам понадобятся иголка и катушка чёрных ниток. Когда эти материалы окажутся у вас под рукой, осуществить дальнейшее не составит труда – просто вставьте нитку в иголку и вшейте её в кожу! Неважно, где именно и какой длины будет нитка. Но, конечно, когда вы занимаетесь чем-то подобным, не будет вреда, если вы постараетесь, как следует!

Сначала он перепробовал всё, чтобы избавиться от этой штуки. Он пытался перерезать проволоку, но она оказалась слишком прочной; в отчаянии Пабло даже попробовал разорвать куклу на части. Он отрывал от неё большие куски и сминал скрывающиеся внутри струны, а Пустоголовый всё говорил и говорил.

– Старайтесь не пораниться слишком сильно. Да, это всего лишь ваша телесная оболочка, но стоит быть осторожным: потеря слишком большого количества крови может привести к преждевременному прекращению ваших биологических функций.

Когда Пабло в следующий раз вошёл в комнату, кукла выглядела точно так же, как и прежде.

Пабло стал избегать находиться в своей квартире. После работы он шёл в бар или просто покупал упаковку пива и потягивал его где-нибудь на скамейке в парке, если позволяла погода. Спал он в мотеле на соседней улице. Однако вскоре деньги стали заканчиваться, и он вынужден был вернуться в квартиру. Голос Пустоголового встретил его уже в прихожей.

– Шаг два. Принесите в жертву животное в тёмной комнате, – сказал он вместо приветствия, когда Пабло вошёл в комнату. – Многие люди делают это, даже не планируя в итоге стать призраком. Давайте начистоту – почему бы и нет? Это быстро, легко и совершенно бесплатно.

– Какого хрена тебе от меня надо? – прорычал Пабло, снимая ботинки.

– Всё, что вам нужно, – ответил ровным голосом Пустоголовый, – это лишить жизни живое животное в тёмной комнате. Убедитесь, что вы выбрали млекопитающее. Эту ошибку часто совершают новички, планирующие стать призраками. Они берут рептилию или беспозвоночное. Упс!

– Заткнись, – простонал Пабло, проходя в гостиную, где на тонких проволочках продолжала болтаться эта отвратительная штука. – Заткнись!

Пустоголовый продолжал что-то болтать, будто не слышал его слов или не собирался на них реагировать. Пабло почувствовал, как на глаза наворачиваются слёзы. Он бросился на тварь:

– Заткнись! Заткнись! Заткнись! Заткнись!

Когда он, всхлипывая и задыхаясь, упал на диван, на проволочном каркасе Пустоголового осталось только несколько клочков папье-маше. И голова. Он не мог заставить себя прикоснуться к этим зубам. Челюсть продолжала двигаться вверх-вниз:

– Для этой цели отлично подойдёт обычный тесак, который легко найти на кухне. Разрежьте живот животного и выложите внутренности на пол. Предупреждаем: не пугайтесь, если услышите отдалённые лязгающие звуки и увидите, как перед глазами мелькают смутные образы. В редких случаях животное может с вами заговорить. Оно будет лгать, не слушайте его. Оно не в силах предложить вам что-то такое, что не можем дать вам мы.

В следующий раз, когда Пабло вошёл в комнату, Пустоголовый снова выглядел так, будто он к нему не прикасался.

//

Первый шаг он сделал, почти не задумываясь. После работы он зашёл в магазин декоративно-прикладного искусства и купил швейную иглу и катушку чёрных ниток. Придя домой, Пабло уселся на диван. Словно в трансе, он вшил нитку в кожу запястья, сделав вокруг руки ряд крестообразных стежков. Всё это время царила благословенная тишина.

Как только Пабло опустил иглу, Пустоголовый заговорил снова.

– Шаг три. Оборвите все связи с окружающим миром. Будучи призраком, вы должны быть полностью свободны от привязанностей.

Пабло сидел на диване, безучастно глядя на Пустоголового. Он сделал это. Голос призрака казался таким же пустым, как его голова, как телефонный звонок, пробивающийся сквозь помехи.

– Давайте начистоту: вам всё равно никогда не нравилась эта работа. На следующем этапе вы сможете сделать то, о чём всегда мечтали, и выскажете своему бывшему боссу всё, что о нём думаете! Кто сказал, что быть призраком – скучно? Не останавливайтесь на достигнутом. Попрощайтесь с друзьями, с семьёй, с супругом или супругой. Они вам больше не нужны. А вы не нужны им.

Пабло посмотрел вверх. Белая штукатурка. Чёрные струны.

//

Сделать второй шаг было труднее, гораздо труднее.

А третий – наоборот, совсем легко. У Пабло было не так уж много знакомых – его отец умер от сердечного приступа в 2009 году, а мать, страдавшая деменцией на поздней стадии, жила в доме престарелых. Бывшая девушка, Мария, давно с ним не общалась. Друзей всегда было мало, да и с теми он потерял связь. По сути, единственной его «связью с миром» оставалась работа на мясокомбинате.

Пабло не стал ничего высказывать своему начальнику, а просто позвонил и сказал, что больше не придёт. Новость восприняли абсолютно спокойно. Пабло знал, что ему без проблем подыщут замену.

Для звонка пришлось выйти на крышу дома, где он обычно курил. В квартире, под бормотание Пустоголового, было слишком сложно сосредоточиться на разговоре.

С каждый преодолённым этапом он словно опустошался, но в этом не было ничего плохого. Пабло чувствовал что-то сродни покою. Его единственной и ясной целью теперь было следовать инструкциям. Поэтому он не мог сказать наверняка, откуда взялся импульс, побудивший его действовать.

Дело было не в том, что он хотел умереть. Совсем наоборот. Пустоголовый говорил, что превращение в призрака – альтернатива смерти, только более выгодная, но в глубине души Пабло всё равно приравнивал эту трансформацию к смерти.

Просто ему нечем было заняться.

//

На обед Пабло сделал сэндвичи. Не самая сытная еда, но деньги подходили к концу, а готовить что-то более серьёзное у него не было сил. Он мог бы взять машину и поехать в Макдональдс, но в последнее время мысль о том, чтобы покинуть квартиру, вызывала у него странную тревогу.

– Шаг четыре. Ешьте и пейте только бумагу и воду в течение семи дней.

Он уже почти не слышал Пустоголового. Его бормотание стало фоновым шумом, как радиопомехи. Они накатывали на него, будто гипнотические волны. Пабло лёг на диван и уставился в потолок. На краю его поля зрения маячил Пустоголовый.

– Известно ли вам, что раньше существовала буддийская практика под названием «сокусимбуцу»? Буддийские монахи постились и медитировали, пока не превращались в мумию. Впрочем, этот факт не имеет никакого отношения к следующему этапу, так что выбросьте его из головы. Вам нужно будет придерживаться диеты, состоящей исключительно из бумаги и воды. Это естественная процедура, которая очистит ваш загрязнённый дух, и вы станете достойны превратиться в призрака!

Пабло почувствовал, что погружается в темноту.

– Морите себя голодом в течение семи дней – это быстро, легко и совершенно бесплатно!

//

На четвёртом этапе сложнее всего оказалось следить за днями. Пабло казалось, что время ведёт себя как-то странно: оно то замирало, и мгновения тянулись, как резиновые, то неслось вперёд, и, выглянув в окно, он видел, что уже наступила ночь.

– Шаг пять. Опустите голову под воду. Это очень просто! Если у вас дома есть ванна, просто наполните её и погрузите голову под воду. Если нет – подойдёт ведро или глубокая миска. Главное, чтобы голова была погружена полностью, до шеи.

Пабло сидел на диване, а на коленях у него лежала старая газета. Время от времени он открывал полоску бумаги и начинал медленно жевать. В животе у него урчало, голод никак не хотел проходить. Нужно было есть больше.

Несмотря на свою болтливость, собеседником Пустоголовый оказался неважным. Но это было не страшно. Пабло мог и просто послушать.

– Между прочим, это неплохая возможность узнать, что представляет из себя существование в форме призрака. Когда иллюзия плоти исчезнет, вы увидите мир таким, каков он на самом деле. Улицы будут похожи на глубоководные каньоны, вы станете слышать шум волн, исчезнут мысли, и солнце никогда, никогда не зайдёт.

//

– Шаг шестой. Подождите.

Пабло не знал, что произойдёт с ним, когда он выполнит все шесть шагов.

– Подождите, – повторил Пустоголовый. Его челюсти работали, единственный ряд идеальных зубов скрежетал о пустоту.

Он сказал: «ТЫ БУДЕШЬ БЫСТРЫМ».

Он сказал: «ТЫ СТАНЕШЬ ЛЁГКИМ».

Он сказал: «ТЫ ОБРЕТЁШЬ СВОДОДУ».

Шесть простых шагов

Повторять, разумеется, не надо. А то, мало ли, осеннее обострение, все дела...

Шесть простых шагов

Другой рассказ этого автора, которые я переводил и выкладывал на Вомбате: