Игры в постсоветском сеттинге. Четвёртая подборка
Вспомним ещё 10 проектов про наши родные постсоветские края. 15 стран, когда-то бывшие одним великим союзов, сегодня объединённые лишь аббревиатурой СНГ. Плюс конкретно в этой подборке будет несколько проектов про вымышленные страны.
Сегодня у нас юмористический треш-шутер, депрессивный квест про 1990-е, симулятор оппозиции и даже весёлый хоррор про оскорбление надоедливой ведьмы.
Цель подборки - вспомнить уже известные проекты, рассказать про неизвестные и напомнить про забытые. Посмотреть на то, как представляют нашу современную действительность в интерактивном формате в наших странах и в других. Как хорошо выразились в комментариях под одним из постов - "Документировать постоветскую игровую индустрию". Не совсем так, но в целом близко.

Важно - тут не будет игр про постапокалипсис и проектов про СССР. Про это были или будут отдельные подборки.
Также, если вы не нашли какую-то явно подходящую по тематике игру, она могла быть в прошлых подборках или будет в будущих (материал ещё есть как минимум на три). Но всё равно пишите свои варианты.
VLADiK BRUTAL
Жанр - Шутер
Год - 2024
Платформа - ПК
Разработчик - Narko Games (Россия)
Издатель - Narko Game
Коротко игру можно описать словами "Русский Half-Life", причём тут смешана и первая часть, и вторая.

Сюжет прост - обычного тюремного заключённого Владика отправили в качестве прислуги в секретную лабораторию помогать проводить очередной эксперимент. Естественно всё вышло из под контроля, персонал превратился в зомби и монстров, а на улицах города тем временем началось восстание. Влад же выжил и тоже мутировал, но сохранил разум, став скорее сверхчеловеком. Президент страны, чтобы избежать лишних вопросов от электората, свалил всю вину на главного героя и ввёл военное положение. А Владик обиделся и решил свергнуть правителя.

Самое смешное, что в Half-Life 2, вдохновившей Владика, итак был постсоветский сеттинг. Дизайнер Виктор Антонов (к сожалению недавно нас покинувший) вдохновлялся странами СНГ и бывшего ВД. А вот автор нашего Брутала получается на постСССР накрутил ещё и ВСЖ-эстетику, понасовав ёвезде милицейские УАЗики, шашлычные и отсылки на "Брата".
А по геймплею это чистой воды...ну, вы понели. Движок тут Unreal Engine 4, но автор старательно маскирует его под Source, передав даже фирменную физику и управление. Оттуда же головоломки, структура уровней, даже местные силовики явно косплеят гражданскую оборону из вдохновителя. И всё это играется нормально. Да, есть кривые моменты в геймплее и геймдизайне, баги и недоработки, но по большей части сделано это дело качественно, хоть иногда и дёшево. Только будьте готовы к своеобразному чувству юмора создателя.
Дом Русалок (Dom Rusalok)
Жанр - Квест
Год - 2021
Платформа - ПК
Разработчик - Яков Бутузов (Россия)
Издатель - Яков Бутузов
Кратко описать атмосферу игры можно цитатой из песни рэпера Horus "Дом тысячи сквозников":
"От домашних проблем уходя во дворы,
Где никому никого не жалко.
Старшие братья — в горячих точках.
По телику — политики в горящих шапках.
Так что вспоминать тут про детство?
Такое оно — коридорно-подъездное.
Не то чтоб особо гордимся,
Но как-то особо не брезгуем…"
Только добавьте сюда мистики.

Если кратко, то это "Очень странные дела", но будто бы от Балабанова. Сам создатель так и описывал свой проект. Если не кратко, то это классический квест в стилистике пиксель-арта, действие которого происходит в 1996 году в российской глубинке.
По сюжету, родители мальчика по имени Женя из-за тяжёлого развода сплавляют сына к бабушке в провинцию. А там всё не так просто: в городке (скорее всего это Ижевск) пропадают дети, на момент сюжета в розыске уже 40 человек. Даже примерно известно что происходит - их похищает маньяк, но милиция бездействует из-за общего упадка и коррупции. Дети же придумали себе страшилку - некий Дом Русалок: мистическое место, где творится всякая чертовщина. Найти его нельзя, он сам является к избранным.
Но к неприятному удивлению Жени и его друзей страшилка эта оказывается правдой и они попадают в этот самый дом. Внутри они находят видеокассету, а на ней запечатлены они и одна из пропавших девочек. Конечно же они не помнят событий на видео и не знают пропавшую. Ну, придётся разбираться.

Вообще это в первую очередь рефлексия по детству в святые девяностые. Пока мальчик гуляет по улице, парней постарше отправили на Первую Чеченскую, вокруг царит жуткая нищета, люди месяцами сидят без зарплаты, дома неделями нет света и воды, рубль давно на дне (деноминация тогда ещё не случилась), а президент вместо решения этих проблем пьяный танцует на сцене. Понятное дело, подростки того времени были предоставлены сами себе и им оставалось только лазать по заброшкам и промзонам, выдумывая себе страшилки. Вот и придумали они себе этот самый Дом Русалок как эскапизм, в котором можно спрятать свою психику и уберечь её от реальных ужасов вокруг.
Но очень важно, что упор тут сделан не на геймплей и даже не на сюжет. Он сделан на ностальгию. Не по эпохе, она была настоящим адом, тут скорее ностальгия по детству и воспоминаниям о нём. Плакаты со Шварценеггером на стенах, пейджеры, кассетные плееры, VHS-магнитофоны, клюква в сахаре, молоко в треугольных упаковках. Тут очень много антуражного инвентаря. Более того: думаете автор просто нарисовал атмосферные задники? Нет, он брал фотографии тех времён и прогонял через пиксельный фильтр. Передачи по телевизору тоже взяты из тех времён. Ну по музыку и говорить нечего. В общем, 30-летним детям понравится.
Заря (в разработке)
Жанр - Автосимулятор
Год - ещё не вышла
Платформа - ПК
Разработчик - SBSR (Россия)
Издатель - SBSR
Трешак был, чернуха была, давайте отвлечёмся на что-то позитивное. "Заря", это находящийся в разработке (на момент написания статьи) симулятор водителя. Сельского водителя.

В селе все друг-друга знают и дружат, соседи будут нанимать вас для буксировки застрявших в грязи машин или отвести урожай в райцентр, забрать мужиков с рыбалки и т.д. При этом обещают, что каждое из этих заданий будет сделано вручную и рассказывать небольшую историю. На выбор есть несколько машин: от легковушек до старых-добрых Буханок.

В общем, когда игра выйдет, она очень хорошо украсит нашу игровую индустрию.
Republic: The Revolution
Жанр - Стратегия
Год - 2003
Платформа - ПК
Разработчик - Elixir Studios (Великобритания)
Издатель - Eidos Interactive
Политический симулятор про руководство оппозицией.

Действие происходит в вымышленной постсоветской стране Новистрании, где после распада СССР к власти пришёл Василий Карасёв - диктатор, подмявший под себя всю полноту власти в стране. Родителей главного героя сразу после прихода посадили в тюрьму, поэтому в стремлении свергнуть правителя он руководствуется не только желанием принести свободу народу, но и местью.

Игровой процесс включает в себя вербовку сторонников и совершение всяческих действий против режима, а также сюжет. Да, он тут есть. И, кстати, если вы провели какие-то параллели (постсоветская страна с диктатором у власти, коррупция и т.д.), то вы полностью правы. Авторы действительно вдохновлялись беспределом в одной стране СНГ. Украиной. Это они сами говорили. Сейчас-то понятно, про неё либо хорошо, либо никак. Ну ещё на сюжет частично повлияла обстановка в Беларуси и Азербайджане.
Панельки / Doomer
Вернёмся к симуляторам русской депрессии. Они у нас были в прошлых подборках, вот здесь в одном пункте совместим две игры.

Ну как игры. Doomer так назвать тяжело, это скорее медитативная штука, где можно грустить и философствовать. Геймплей? Его нет. Просто ходите, вертите предметы в руках, взаимодействуете с окружением. Это буквально то, что вы можете делать и у себя дома, встав с дивана, но видимо интереснее в "игре". В любом случае это лучше, чем дилогия ШХД, где интерактива ещё меньше, плюс "действие" происходит где-то в девяностых-нулевых, так что можно немного понастальгировать.

А вот у "Панелек" в плане игрового процесса всё намного лучше. Здесь можно...чистить снег. Ну и всё. Это симулятор работника ЖКХ. На самом деле есть и другие активности - отмывать стены от граффити, убирать подъезды, можно лепить снеговиков и даже строить снежные крепости. А в DLC (да, тут есть DLC!) даже появилась подработка курьером. Это же русский Death Stranding! Мало? А как вам кооператив? Он тут есть. К тому же мир (включая подъезды) генерируется процедурно, поэтому два прохождения не будут похожи друг на друга. Да да, прохождения - тут есть сюжет: главный герой хочет заработать 50 тысяч и улететь домой.
The Last Visit: 98th
Жанр - хоррор
Год - 2025
Платформа - ПК
Разработчик - Aktamia Games, oBabyx (США (?))
Издатель - Aktamia Games, oBabyx

Ещё один хоррор, но уже вынесен отдельно. Он просто сделан лучше остальных и поэтому заслуживает отдельного внимания, хоть и проходится за 1-1,5 часа.
Завязка на самом деле не самая оригинальная - зима 1998 года, главный герой после гибели родителей приезжает в их квартиру, чтобы закончить некоторые дела, а там чертовщина. И это явно связано с тайнами прошлого этой семьи. Всю игру нас всячески пугают, а в конце узнаём что же там такого случилось в прошлом.
Игра просто качественная, сильно лучше других похожих хорроров. Детальнее проработаны локации, графика красивее, есть какая-никакая постановка. Если хотите всё таки ознакомиться с жанром постсоветских страшилок, можете начать с него.
Korpus: Buried over the Black Soil
Жанр - Хоррор
Год - 2020
Платформа - ПК
Разработчик - Korpus (Украина)
Издатель - Korpus

И ещё один хоррор, достаточно оригинальный, чтобы получить отдельный пункт. Он затрагивает одну из самых жутких, мерзких и тревожных тем нашего и без того мрачного настоящего. Риэлторов.
Мы играем представителем ненавистной всеми профессии и едем на осмотр заброшенного особняка, чтобы агентство его продало. Естественно он проклятый и проклятье заключается в том, что всё прочитанное здесь человеком становится явью. То есть, если вы найдёте записку и там будет написано, что по коридорам ходит монстр, то он реально появится. И спавном мобов эта механика не ограничивается - сам дом тоже постоянно меняется и искать пути к спасению придётся, отталкиваясь от этого обстоятельства.

Игра выполнена в пиксельной ретро-стилистике. И это не оправдание плохой графики, она тут довольно качественная, вдохновленная первой частью Alone in the Dark. А стилистика, бестиарий и сеттинг основаны на украинской мифологии (действие, кстати, происходит в Украине 1990-х). Русского тут нет, но, что самое смешное, украинского тоже.
Fuck You Witch
Жанр - Хоррор
Год - 2024
Платформа - ПК
Разработчик - Beshbarmak games (Казахстан)
Издатель - Beshbarmak games
И вот то, чего вы точно не ожидали - хоррор про Казахстан. На этот раз юмористический, но занятный.

Главному герою однажды приснился кошмар. В нём протагониста преследовала ведьма, уязвимая только к...русскому мату. Странный сон, но, проснувшись, он понял, что эта ведьма не простила ему оскорблений и стала преследовать и наяву. Ах да, он ещё бешбармак пытается приготовить, но надоедливая ведьма мешает.

Но не смотрите на сюжет, он тут для галочки. Главное, это сама подача сюжета. Во первых, тут реально нужно крыть ведьму матом. Прямо брать микрофон и кричать туда оскорбления. Во вторых главный герой постоянно ломает четвёртую стену: прямо голосом подсказывает на какую клавишу нажать, говорит "осуждаю" после особенно грубых моментов и т.д. Ну и в целом тут много юмора. Чего стоит только одно описание косметички бывшей девушки, или отсылка к одному известному мему (это лучше увидеть самим). И при этом проходится всё за час, не успевая наскучить. Да ещё и разнообразно: эпизоды в доме чередуются тем самым сном, где мы изучаем лагерь кочевников. Открытый мир, между прочим.
The Last Dead End (Sonuncu Dalan)
Жанр - Хоррор / Шутер
Год - 2018
Платформа - ПК, PS4/PS5, Xbox One / Series S|X, Nintendo Switch
Разработчик - AzDimension (Азербайджан)
Издатель - AzDimension

Ну и добьём этот марафон азербайджанским хоррором про учёного, спасающего мир от конца света 2012 года. Действие происходит в Баку и авторы явно делали свой проект с большой любовью к своей столице. В игре есть тематическая энциклопедия, а некоторые районы воспроизведены в масштабе 1:1.

А что по геймплею? Он тут разнообразный. Даже есть возможность переключения между видом от 1-го и 3-го лица. От первого лица ищем нужные предметы и сражаемся, от третьего гуляем по локациям. Ну, это как вам удобнее. Тут есть полноценная боевая система, даже огнестрел добавили. Присутствует и режим выживания. Враги разные, взяты напрямую из зороастрийской мифологии, так что скучно не будет.
1992: Rasputie (в разработке)
Жанр - Стратегия
Год - 2026
Платформа - ПК
Разработчик - A2B games (Россия (?))
Издатель - A2B games

Ну и под конец ещё политики. Это уже просто симулятор политика, и не обязательно лидера. Вы можете играть и министром, депутатом или даже просто популярным в народе человеком. Например, в трейлере среди играбельных персонажей даже был Эдуард Лимонов. Разработчики обещают большое количество реально существовавших знаковых персон девяностых.

Заявлено как минимум четыре страны: Россия, Беларусь, Украина и Грузия. Соответственно, вы можете сделать политическую карьеру в любом из этих мест. Можно пользоваться законными методами, искать союзников среди влиятельных группировок и олигархов или устраивать протесты. Ну и коррупция тоже присутствует в качестве одной из основных игровых механик.
В общем идейное продолжение "Кризиса в Кремле" и его ответвлений.
Спасибо за внимание
Предыдущие посты были приняты достаточно хорошо, а отклик - главная награда для автора.
Хотя на Пикабу будто бы за комментарии наказывают. Там и количество просмотров самое большое, и даже анонсы в паблике, но комментарий дай Бог хотя бы один напишут.
Читателям на остальных сайтах спасибо за активность и поддержку.


Комментарии