Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]
![Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]](https://img3.vombat.su/images/post/big/24/05/2024/17165714199528.jpg?class=max)
Кадр из сериала "Запретная любовь" (1999г)
Возьму самый неожиданный пример: японскую мелодраму "Запретная любовь". Сериал имеет чисто сквозной сюжет, так что вполне нам подойдет. Если (вдруг!) кто не смотрел, он имеет следующую фабулу: "ученик и учительница влюбляются -> проходит период отрицания друг друга -> встречи в тайне от всех -> пара сбегает и укрывается -> учительницу находят и арестовывают -> девушке удалось освободиться, но она беременна -> девушка впадает в кому после неудачных родов".
Разберем все альтернативные факторы в порядке появления в сюжете:
1.Угроза расставания
2.Угроза порицания обществом / семьей / рабочим кругом
3.Угроза тюрьмы
4.Угроза смерти
Рост рисков полностью линеен при развитии сюжета.
Эффект обратного
Знаете в чем главная сценарная мощь сериала "Клиника"? Кроме прекрасного юмора и глубоких персонажей? Рассмотрим на примере самой драматичной серии - 3 сезон 14 эпизод. Напомню, она посвящена смерти Бэна (Брендан Фрэйзер). Ситуация сама по себе трагичная, но именно за счет структуры в конце удается достичь катарсиса.
![Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]](https://img3.vombat.su/images/post/big/24/05/2024/17165714214975.png?class=max)
Кадр из сериала "Клиника" (2001-2010г)
Событие обставлено как сюжетный твист, но обратим внимание на другое. Какое было эмоциональное состояние зрителя ДО сцены? Перед ней однозначно счастливым финалом завершился юмористически душевный подсюжет Терка и Карлы. Итак, аудитория пребывает в удовлетворенном приподнятом настроении. Конфликт Джей Ди - Кокс также успешно разрешен. Пару монтажных склеек. Сцена с противоположным драматическим твистом.
При быстром движении к противоположному состоянию эффект усиливается вдвойне. Так достижение положения "Несчастье" из состояния "Счастья" будет вдвойне сильнее, чем движение от нейтрали или другой негативной кульминационной точки. Тоже самое работает и в обратную сторону.
Такое движение часто чертят от кульминации второго акта, кризисного момента Несчастья, к кульминации третьего акта, с однозначным хэппи эндом. Однако вариантов использования большое множество: резкая смена направления даже может происходить внутри одной сцены.
Сценаристы "Клиники" мастерски владели инструментом и регулярно комбинировали юмор (тот же эффект Счастья) с драмой. Но на самом деле прием используется практически в каждом фильме (но не всегда с таким же успехом).
Сила деталей
Мы уже так или иначе затронули два аспекта повествования: действия и диалоги. Теперь хотелось бы остановиться на еще одном, не менее важном, инструменте - деталях. Именно в них сосредоточена вся мощь киноформата, как способа повествования истории.
Детали - это окружающие персонажей предметы, которые наделены ролью в истории. Они обладают одним очень важным свойством: способностью работать на историю просто находясь в кадре, параллельно основному развитию событий.
Можно выделить две основные категории деталей.
Деталь как визуальный образ
Зритель склонен осмыслять любой предмет, показанный в кадре. Если мы видим дорогие часы на руке героя, то не воспринимаем их просто как обыденный аксессуар. Вместо этого, сразу делаем заметку о характеризации персонажа: "ага, этот человек, наверное, богатый".
Так режиссеры и сценаристы постоянно пользуются энергией деталей. То, какие описательные свойства они могут дать одним кадром.
Рассмотрим пример на "Побеге из Шоушенка". Дарабонт написал нетипично подробный сценарий. Большое внимание к деталям проявляется уже в первой сцене. На нее и взглянем:
... Он поднимает бутылку бурбона и опрокидывает ее. Радио играет тихо и удручающе романтично, провоцируя его... Он открывает бардачок... показывает револьвер 38-го калибра. Маслянистый, черный, зловещий.
Фрэнк Дарабонт, Отрывок из сценария "Побега из Шоушенка"
Таким образом, буквально в паре кадров мелькнули сразу три детали: бутылка с алкоголем, пистолет и радио с песней "You Stepped Out Of A Dream". Алкоголь дает представление об отчаянном состоянии героя, пистолет - о его намерениях, радио с песней - дополняет атмосферу, издевательски провоцируя героя. Так еще до речи в суде, по короткой сцене, зритель мысленно представил произошедшее и задался интригой.
![Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]](https://img3.vombat.su/images/post/big/24/05/2024/17165714307016.png?class=max)
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка" (1994г)
Однако это простые детали. То есть в реальности эти предметы окружения означают примерно то же самое. Другое дело - сложные детали, которые имеют метафоричный смысл и только внутри фильма.
Стэнли Кубрик - безусловно, один из главных визионеров в кинематографе. Он использовал не просто сложные детали, а создавал целые системы образов, которые умели рассказывать историю. Эти системы образов включали в себя не только отдельные предметы, а целый набор из окружения, глубины цвета и расположения в кадре.
![Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]](https://img3.vombat.su/images/post/big/24/05/2024/17165714364109.png?class=max)
Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами" (1999г)
Деталь как двигатель сюжета
Описательная функция деталей - это здорово, но еще не все, на что они способны. Молоток, который дарит путь к свободе. Ценнейшая картина, за которой охотятся мошенники. Вишневый сад, который находится под угрозой уничтожения. Все эти примеры уже не просто детали окружения, а полноценные участники истории.
Для сценариста и зрителя такие детали сплошной "win-win". Для сценариста - осязаемая вещь, вокруг которой удобно крутить сюжет и наделять героев ясными целями. Для зрителя - то, с чем легко ассоциировать картину, то, что оставляет уникальные образы в памяти.
![Сценарий в кино и его базовые принципы [2/2]](https://img3.vombat.su/images/post/big/24/05/2024/17165714451711.png?class=max)
Кадр из фильма "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" (2017г)
Так на основе классических методов построен сценарий Мартина МакДоны "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Сами билборды в истории - статичный, но важный участник.
Основной конфликт достаточно сложен, однако МакДона дал ему ход именно за счет материальной детали. Так билборды послужили как отправной точкой конфликта, так и изменяясь по ходу истории, символизировали все три ее этапа (рождение, разрушение, перерождение).
Закончить хотелось бы на нескольких нюансах:
1.Любой теоретический материал по сценаристике рассказывает о принципах, а не о правилах. Тем более такая краткая пользовательская выжимка, как эта :) Другими словами "как принято делать", а не о том как "обязательно все делают".
2.Жанры способны сильно влиять даже на базовые принципы. Так, например, хоррору или комедии дозволено значительно больше. Теория, как правило, ориентируется на чистокровную Драму.
3.В блоке структуры я остановился только на парадигме актов Филда.
Она самая популярная, простая, но не единственная. Концепции Сигер, Труби, Кэмпбэлла и др. никуда не делись, просто я их не оч люблю, да и старался не перегружать материал)
Комментарии