Рейс Новосибирск-Москва. Проходим Нижний, диспетчер: "173 подскажите остаток топлива и ваш запасной". Это плохой знак...

Уход на запасной аэродром

Запросили погоду Домодедово, видимость 140м, нижний край 20м. В Шереметьево и Внучке то же самое.

Снизились на 5км, выпустили закрылки, вошли в зону ожидания:

-В Нижний пойдем?

-Ну да, че делать, восход только через 40 минут, бесполезно ждать...

-Проси набор 290 и курс на точку...

Ушли на запасной в Нижний из-за Московского осеннего тумана.

Первый раз я ушел на запасной будучи вторым пилотом Ан-24. Уходили с Туруханска в Игарку. Я тогда нехило в штаны навалил.

Это сейчас нажатием 1 кнопки активировал заранее внесенный маршрут в бортовом компьютере, открыл на планшете нужный аэродром и готово. Самолет сам посчитает и покажет всё необходимое: топливо, время, курс.

Уход на запасной аэродром

А раньше надо было развернуть бумажную карту на всю кабину, найти свое местоположение, рассчитать топливо, открыть сборник аэродромов толщиной с книгу заклинаний Гендальфа, достать оттуда нужные листы со схемами запасного эродрома. И все это в густом табачном дыму под матерную ругань КВС.

Уход на запасной и сейчас довольно стрессовая ситуация даже для опытных. Т.к это случается не часто.

Но на запасной аэродром уходят не только из-за плохой погоды.

Запасные аэродромы бывают:

Для взлёта

Выбирается когда нет возможности в случае чего вернуться на аэродром вылета. Например отказал движок на взлете, а сесть с текущей массой на аэродроме вылета нельзя, нехватает полосы. Или видимость позволяет взлететь, но её недостаточно для посадки на аэродром вылета.

Для большинства самолетов запасной для взлета выбирают в радиусе 1 часа полета с одним отказавшим двигателем.

Уход на запасной аэродром

Запасной на маршруте:

Выбирается на случай посадки в нестандартных ситуациях на маршруте, таких как:

  • Отказ техники

  • Угроза жизни/здоровья людей на борту

  • Нехватка топлива

  • Невозможность продолжить полет до аэродрома назначения по любым другим причинам

Недавно летели из Шанхая в Питер, на границе с Монголией нас и другие борты поставили в зону ожидания на 25 минут из-за китайских военных учений .Хорошо, что заначку взял! За нами летел Нордвиндовский Боинг-777, он и 15 минут не провисел в зоне, ушел на запасной для дозаправки...

Т.е экипаж смотрит, что фактического топлива не хватит долететь до аэродрома назначения и принимает решение уходить.

Бывает, что ветер на маршруте не оправдывает прогноз и расход топлива увеличивается по отношению к рассчетному. У меня такое было раз 10. Особенно это актуально на длинных перелетах. Всегда спасает "заначка"-это топливо взятое на усмотрение капитана исходя из его опыта и даже предчувствий.

Уход на запасной аэродром

Летишь из Франкфурта в Токио, рассчет показывает 11.40. На полпути смотришь на дисплей, а ветерок то другой. По прогнозу попутный 20 узлов, а по факту штиль и время прибытия растет на глазах. Фуух, хорошо, что 3 тонны сверху плеснули, хвааатит...

Запасной аэродрома назначения:

Выбирается для посадки в случае ухудшения погоды, состояния полосы или закрытия аэродрома назначения.

Самая частая причина ухода-туман.

Топлива должно хватать, чтобы уйти на второй круг на аэродроме назнечения, затем уйти на запасной, войти в зону ожидания, 30 минут покрутиться и произвести посадку.

Сейчас осень наступила, Шуфутинский уже пропел, и на полосы нашей страны с утра ложится туман. Бывает, что его не видно сверху, он очень тонкий.

Уход на запасной аэродром

Пролетаешь над полосой, все видно! Но на посадке попадаешь в тонкую пелену, как в молоко! Видимость мгновенно падает до неприемлемых значений. Если солнце взошло недавно и есть заначка, то можно подождать пока туман рассеится.

Но если видимость не улучшится и ты спалишь пару тонн кероса, то будь готов получить пиз...й в отряде.

А вообще, лучше не создавать аварийные ситуации по глупости и некомпетентности, чтоб потом из них героически выходить...

С вами был летчик Миша, лидер рок-группы SAHALIN. Друзья, у моей группы сейчас идет осенний тур. 24.09 мы выступим в Новосибирске, вся информация о концерте здесь. Приходите, познакомимся лично, поговорим о полетах и послушаем музыку😉

На Московский и Питерский концерты билетов уже нет. Информация о дополнительных концертах будет в группе ВК.

Спасибо за внимание!