Итакские часы
«Итакский час» (англ. Ithaca hour) или сокращенно «Часы» — местная валюта, которая используется в городе Итака (штат Нью-Йорк США) и является старейшей и крупнейшей системой местной валюты в США. Название денежной единицы напоминает о том, что, являясь средством обмена, эта валюта отражает чей-то труд, время, затраченное на выполнение работы или оказание услуги.
Техническое исполнение. Стоимость итакского часа (при введении валюты в 1991 г.) была определена исходя из средней почасовой заработной платы в магазине «Томпкинс Каунти», достигавшей на тот момент $10. И было решено, что один итакский час и будет им равен. "Часы" представляют собой купюры размером с долларовую и равные 1⁄10, ⅛, ¼, ½, 1 и 2 часа (американские законы запрещают использование бумажных и металлических денег ценой меньше доллара) и могут быть обменены на товары и услуги. Банкноты напечатаны с изображениями итакских достопримечательностей, детей и знаменитых людей. Купюры итакских Часов печатаются в местной типографии "Фаин Лайн", депонируются в местном кредитном союзе, пока на них не поставят серийные номера, а затем входят в законное обращение.Часы защищены от подделок. Они многоцветные, имеют серийные номера и рельефные изображения. В купюре достоинством в четверть Часа, выпущенной в Итаке в 1995 г., используются термические чернила, которые быстро исчезают при прикосновении или копировании. "Двухчасовая" купюра образца 1993 г. напечатана на местной бумаге с водяными знаками, со специальными серийными номерами спереди и сзади.
Запуск программы. В 1991 г. графический дизайнер Поль Гловер из Итаки, штат Нью-Йорк, воплотил в жизнь мечту любого из нас: он выпустил собственные деньги. За несколько лет Часы приобрели всеобщую ликвидность, их принимали даже банки в уплату процентов, а однажды их украли из банка наряду с долларами.
Часы были призваны решить экономические проблемы района штата Нью-Йорк, где жил Гловер. Сельскохозяйственный район приходил в упадок, деньги утекали из района преимущественно через растущую национальную сеть универмагов Уолмарт, т.к. жители тратили большую часть своих долларовых доходов на товары в магазинах, а магазины не покупали товары или услуги у местного населения. Таким образом, большинство жителей, не имея достаточного количества свободных денежных знаков, не могли платить за товары и услуги местного производства. Такое положение дел уменьшало объём местного валового продукта и приводило к последовательному ухудшению местной экономической ситуации.
С 1991 г. было выпущено свыше 6300 Часов пяти номиналов на сумму свыше 63 тыс. долл. Тысячи людей и 360 предприятий зарабатывали и тратили Часы. Товарооборот с использованием Часов превысил 2 млн долл. 1500 объявлений в каталоге системы "HOUR Town" уже соперничают с местными "Желтыми страницами". Каталог содержит список предприятий, принимающих Часы, и рассказы об удачных обменах, привлекающие новых участников. Первоначально каждый член системы получил местную валюту на сумму 4 часа, что теоретически эквивалентно 40 долларам США. 11% Часов эмитируется общественным организациям. 35 некоммерческих организаций получили часов на 610 Часов ($6100). 5% Часов может выпускаться на нужды самой системы, в первую очередь, для оплаты за печатание банкнот. Ссуды в Часах выдаются только беспроцентные, на суммы от 50 до 1000 долларов.
Каждый, кто соглашается принимать банкноты, получает 2 Часа (эквивалент 20 долл.) зато, что его имя публикуется в газете "Итакские деньги" (Ithaca Money). Через каждые восемь месяцев можно попросить дополнительные 2 Часа в награду за продолжение участия в системе. Таким образом, увеличивается предложение денег. После выпуска их может использовать каждый человек, неважно, участвует ли он в программе Часов или нет.
Ряд предприятий и компаний принимают часы к расчетам в определенной процентной доле. Участники системы должны рассчитать, в каких пропорциях они будут использовать часы наряду с долларами — и соразмерно способности «возвращать» итакские часы в местную экономическую систему. Наемные работники, могут получать частично зарплату в местной валюте. Экономические субъекты, могут приобретать часы за доллары США в обменном пункте в магазине Autumn Leaves Bookstore. Пол Гловер следит за улучшением обращения часов. Если у какого-то предприятия появляется излишек, то Пол обсуждает возможные пути их погашения с их владельцем.
За часы работают сантехники, плотники, электрики, няни, хирурги, сиделки, автослесари. На часы можно купить продукты, дрова, подарки и тысячи прочих товаров и услуг. Местный кредитный союз принимает часы в оплату процентов по закладным и займам. Часами платят аренду. Часы принимают Торговая палата, 300 других предприятий, 40 продавцов сельхозрынка, 55 фермеров, два крупнейших местных бакалейщика и 200 разных предпринимателей. Номинал итакского часа поднимает уровень жизни самых низкооплачиваемых работников, не снижая заработки высокооплачиваемых. Итакские фермеры выплачивают поденщикам самую высокую ставку за крестьянский труд в мире: эквивалент 10 долларов США за человеко-час. С другой стороны, дантистам, массажистам и юристам, берущих за час больше усредненных 10 долларов, разрешено взимать несколько итакских часов за час времени. В Итаке разрыв между максимальной и минимальной почасовыми ставками имеет соотношение 5:1.
Поль Гловер поговорил с местными жителями и обнаружил, что у многих людей есть не одна работа на 25 тыс. долл. в год, а приработки в пяти местах на 5000 долларов. Люди пекут пироги, ведут бухгалтерию, преподают уроки, сидят с собакой, красят скамейки и т.п. Почти все эти услуги недооценены и не рекламируются. Люди, которые их оказывают, не пострадали бы от притока новых клиентов. Поль спросил местных жителей, согласились бы они принимать местную валюту за свои услуги. И те, кому было нечего терять, легко согласились.
Идея выпуска Часов пришла к Гловеру, когда он лежал в постели с травмой спины. Поль говорит: "У меня было время подумать, откуда мы с друзьями собирались добыть необходимые деньги". Ведь если никто не примет новые деньги, затея провалится. И Поль Гловер пошел на улицы: "Я расхаживал с плакатом и рисунком, изображавшим будущую валюту, размахивал им и говорил: "Подпишитесь здесь! Это будет деньгами, и мы будем торговать ими друг с другом". Уже через несколько месяцев Гловер смог опубликовать в местной газете список из 90 человек, которые начали принимать Часы в дополнение к долларам. С тех пор Часы имели огромный успех: местная торговля уже на сотни тысяч долларов совершается полностью вне долларовой системы. И главное, эти деньги остаются в общине.
Интересен следующий диалог из книги Дэвида Бойла "Смешные деньги": "У вас есть экономическое образование?" - "Я местный экономист," - отвечает Гловер. "Это означает, что вы сами себя назначили?" - "Хм... так ведь отсюда и происходит любая власть - от самоутверждения. Так что я местный экономист со всеми правами и привилегиями, отсюда вытекающими".
Какие проблемы пришлось преодолеть новой денежной системе? Поль Гловер говорит: "Экономика - это на 85% психология... Когда 90 человек и три магазина согласились принимать эту валюту, наши деньги показали себя сильными, полностью надежными и просто великолепными. Настаивая на этом в течение 4,5 лет, мы добились их восприятия как надежных - они стали такими желанными, что люди предпочитают получать платежи именно в них. Это целый культурный процесс".
Что поддерживает итакские Часы? Очевидно что это не золото. И не задолженность, как в случае с долларом. Часы обеспечены верой местной общины. "Я думаю, что доллары США обеспечены морской пехотой США больше, чем всем остальным, - убежден Гловер. - Официальная валюта выпускается со скоростью 830 тыс. долл. дополнительного национальной долга в минуту. Итакцы рассматривают свои Часы как реальные деньги, обеспеченные реальными людьми, реальным временем, реальными умениями и навыками. Напротив, доллары - это смешные деньги, больше не обеспеченные ни золотом, ни серебром, а всего лишь пятью триллионами национального долга".
"Мы наблюдали, как федеральные доллары приходили в город, сменяли несколько владельцев и уходили из города, чтобы на них потом вырубались дождевые леса Амазонки - легкие планеты - или финансировались войны, -объясняет Гловер, - а итакские Часы, напротив, остаются в нашем регионе и помогают нам давать друг другу работу". Если деньги не покидают общину, ТНК не захотят иметь дело с этим регионом, оставив местному бизнесу поле для деятельности.
Цифровизация наше всё:
В 2015 году небольшой город Итака с населением менее 30 тысяч человек, расположенный в штате Нью-Йорк, начал эксперимент по внедрению собственных местных денег. Новые “Итакские доллары” предназначены для инвестирования в бизнес, местной кооперации и торговли в пределах городской общины.
Функционирование системы обеспечивается компанией Ithacash, а валюта на данный момент существует только в электронном виде. Основатель компании Скот Моррис считает, что таким образом локальные деньги останутся в городе и будут стимулировать рост благосостояния его жителей.
Курс новой валюты составляет один к одному по отношению к доллару США. Однако, при обмене 100 долларов США на 100 долларов Итаки покупатель получает вознаграждение от города в виде 25 итакских долларов за стимуляцию проекта.
Уже сейчас более 100 местных бизнесов подписали соглашение об использовании валюты, а некоторые даже начали принимать платежи при помощи SMS. В дальнейшем планируется также внедрение наличных платежей.
Комментарии