Божественный напиток
Доброго летнего дня, вомбаты!
В этой статье, будет написано про слабоалкогольные напитки и про религии. Если вам не приятны эти темы, можете смело пропустить данный пост, или высказать это в комментариях.
Ну, про пиво ни у кого, думаю, вопросов не возникнет)) Но при чём же здесь религии? А эта статья ещё и историческая. А историю в отрыве от религиозных предпосылок, я не воспринимаю, сразу теряется очень большой пласт культуры тех людей.
Да и представьте древние времена, пашешь весь день по жаре, и тут кувшинчик прохладного пива!

Итак, начнём сначала. Когда же появилось пиво?
Первые следы его производства найдены в пещере Ракефет на территории современного Израиля. Находку датировали по разным источникам от 9 до 11 века до н.э. Как говорится в статьсях: "доподлинно неизвестно,
специально ли готовили пиво или это было случайно забродившее зерно."
Переводя на нормальный язык, есть ли жизнь на марсе, нет ли жизни на марсе варили ли тогда пиво, или просто у них чего-то прокисло, науке неизвестно.
Так откуда же вести отчёт истории пива?
И вот тут мы уже сталкиваемся с религией. У шумеров была богиня, которая была ответственна за пиво и алкогольные напитки. Звали её Нинкаси. Как она появилась, описывается в мифе «Энки и Нинхурсаг». Это всё очень интересно, но бо́льшее значение имеет то, что молитва ей - это первый записанный рецепт пива!

Тут вполне читаемый перевод выкладывался: https://pikabu.ru/story/shumerskiy_retsept_piva_9857928
Шли годы, вавилоняне завоевали Шумер. И в царстве вавилонском, товарищ Хамурапи решил, что оставлять производство и продажу пива на суд богов - идея так себе, и зафиксировал правила в первом своде законов. Рецептов он не писал, но за качество при нём отвечали.

В кодексе Хаммурапи (~1750 год до н.э) пиво упоминается четырежды:
* ст. 108 — недолив пива хозяйкой пивной (либо отказ принимать зерно в качестве платы за пиво) карается смертной казнью через утопление;
* ст. 109 — недонесение о готовящемся заговоре хозяйкой пивной, в которой он обсуждался, карается смертью (неуточненным образом);
* ст. 110 — если высшая жрица («сестра бога») откроет пивную или хотя бы зайдёт в пивную, чтобы выпить пива, то, как вы наверное догадались, подлежит сожжению заживо;
* ст. 111 — если хозяйка пивной во время засухи отдала шестьдесят ка пива, после сбора урожая ей надлежит вернуть пятьдесят ка зерна.
Но вавилонское царство пало, и центр цивилизации сместился в Древний Египт. Там тоже уважали пиво. Варили не только ячменное, но и пшеничное. Всего египтяне знали около 20 рецептов. У них было «темное пиво», «сладкое пиво», «густое пиво», «пиво друга», «пиво с гарниром» и «пиво защитника». В погребальных целях египтянам нужно было пиво, которого хватило бы для загробной жизни, и в гробницах оставляли «пиво, которое не киснет» и «пиво вечности». И даже боги не оставались в стороне, про них писали,что они отведали «пива истины».
За изобретение пива и последствия этого, египтяне назначили ответственным бога Осириса

Так как бога обижать нельзя, в Египте пиво пили все от фараонов до крестьян. Плодородие поймы Нила снабжало страну зерном, были построены большие зерновые склады, а экономика Египта поддерживалась хлебом и пивом. Бог Осирис держал в руках саму сущность жизни — плодородие, смерть, воскресение и посох для пивоварения, а изображения людей, пьющих пиво из кувшинов через длинные соломинки, покрывают внутренности египетских гробниц.
А вот греки не всегда понимали зачем что-то варить из зерна, когда виноград растёт повсюду. Но и полностью от пива не отказывались. Как вы уже догадались, за производство вина и пива у греков отвечал Дионис

За 150 лет до рождения Христа
греки варили так называемое ячменное вино. В современном мире это вино
назвали бы тёмным элем.
К сожалению, рецептура была не идеальна, так что «ячменное вино» практически не
хранилось. Пиво было непривычно крепким – до 12-14%, сладким и без
горького привкуса. Из-за короткого хранения такой напиток могли себе
позволить только богачи и только по особым поводам – популярности среди
греков пиво не снискало.
А вот римляне не одобряли пиво, так что во
время господства Римской Империи в Европе практически не варили пиво –
только в приграничных областях и на севере, где не рос виноград. Так что не надо путать греческого Диониса, у которого было мало зерна, но много винограда (да и с рецептом у него не очень было), и этого римского сноба Бахуса!
А тем временем, где-то на севере, на острове Лесё, пировали скандинавские боги. Виноград там был редкостью, и если какой-нибудь викинг находил остров, омываемый Гольфстримом, где виноград рос, то всё, на этом сагу о великом воине и заканчивали. А тем, кто винограда не нашёл, были обещаны лучшие мёд, эль и пиво во всех девяти мирах.

Именно на этом острове жил Эгир или Агир - пивовар девяти миров. Один из великих йотунов, правнуков Имира. Он описывается как тощий старик с длинными и белыми волосами, но исключительный мастер своего дела. Хоть с йотунами боги Асгарда и не дружили, но тут совсем другое дело! Такому хорошему мастеру, и не такое простительно, даже котёл ему подарили, глубиной в милю, чтобы дедушка не скучал без дела.
Новый виток в истории пива, случился после прихода христианства. Да, вино стояло на особом положении, но времена были тёмные, а вода в городах мутная и невкусная. Кипятить воду было не принято, а от сырой воды люди болели, так как понятие санитарии тоже ещё не изобрели. И что же делать несчастным северным странам, где не рос виноград и нельзя было обеззаразить воду вином? Растить ячмень и варить пиво! Вот в центральной Европе его и варили. Не забываем, что это были бывшие римские окраины, и там не перевелись знатоки славных скандинавских традиций.
Думаете, я не не смогу связать христианство с пивом? Да мне даже стараться не надо! За меня тогда старались монахи, которые знали грамоту, передавали и хранили рецепты. И, конечно, монастырское пиво знали все!

Пивоварня Weihenstephan ведет свою историю от аббатства, с 768 года, поскольку в документе того
года упоминается хмельной сад в этом районе, который платил десятину
монастырю. Пивоварня получила лицензию от города Фрайзинг в 1040 году, и
эта дата считается датой основания современной пивоварни.
Именно этот монастырь стоит благодарить за известный курьёз и официальное разрешение на пиво во время поста:
в XVII веке баварские монахи из монастыря Вайнштефан решили, что пить пиво во время поста — совсем даже и не грешно, но, будучи благочестивыми и послушными воле Папы, они все-таки решили испросить на это его специального на то разрешения. Сварили пиво и один из монахов пешком отправился в Рим, неся на плечах большую бочку с пивом для пробы.
По пути ему нужно было перейти через Альпы, поэтому путешествие было не только очень трудным и опасным, но и довольно длительным, и, когда он наконец добрался до цели, пиво попросту скисло.

Папа Римский, с интересом попробовав принесенный на его суд напиток, официально заявил, что такую гадость можно пить даже в пост, "для смирения плоти", и выдал монахам необходимое разрешение. С тех пор все время поста мюнхенцы могут на вполне законных основаниях наслаждаться любимым напитком :)
Но и это не всё. Одна из самых молодых религий, Пастафарианство, тоже заявляет свои права на пиво!
21 августа 2017 года, в Нижнем Новгороде, Нижегородским Вискарием Церкви Летающего Макаронного Монстра, Михаилом Иосилевичем, была освящена пивоварня Butch & Dutch, и дано благословение на варку пива с символикой церкви.

Лучшая статься про освящение пивоварни тут: https://pikabu.ru/story/pivo_amp_makaronyi_5289851
Вот такой обзор получился с древности и до наших дней. Пиво можно любить или не любить, но оно давно и прочно обосновалось в нашей культуре и истории и даже религии. Ну а стоит ли пить такой божественный напиток, решать каждому самостоятельно, главное - оставаться людьми.
Комментарии