Культовые российские фильмы!
Под постом @M.Golubov «Слушаю через голосовой движок биографию О. Даля из Википедии», безмерно мной уважаемый, дорогой друг @PyKAMACTEPA написал комментарий:
а сейчас , нет ни одного хорошего фильма от тех, кто заявлял о советской цензуре. Уже больше 30 лет прошло, а их все нет. И даже средних фильмов нет. Хотя казалось бы - вот она свобода, говори что хочешь, снимай что душе угодно. Так может гении не такие уж и гении без советской фабрики кинематоргафа которую они так хаят.
И мне захотелось ответить. И я в быстром темпе набросал свой комментарий:
Не соглашусь!!!Средние фильмы есть, есть даже хорошие фильмы. С культовыми похуже, но допускаю, что "расснимаются" потихоньку. Сериалы же неплохие научились делать...
И только написав его, задумался.
А точно ли нет в Российском кинематографе культовых фильмов?!
Сел думать и вспоминать. И как бы не хотелось признавать себя ошибавшемся, но я ошибся.
Были в России культовые фильмы!
И сегодняшний выпуск рубрики «Испытано на себе» я посвящаю именно им.

Культовый фильм (от англ. cult film) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников (культовой классикой). Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах. Почитание может проявляться в регулярных просмотрах, традициях при совместном просмотре («Один дома») и вплоть до создания субкультуры на основе вымышленного мира («Звёздные войны», «Звёздный путь» и др.)
Такое определения культовым фильмам даёт русскоязычная Wikipedia, но мне ближе другое, которое даёт в своей статье "Понятие культового кинематографа" философ Александр Павлов.
"Культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес."Источник информации: https://postnauka.org/video/39723
Исходя из последнего определения, культовыми стали те фильмы, цитаты из которых «ушли в народ», для повседневного использования, а для интернет аудитории ещё и в качестве «мемов».
Вот и посмотрим, какие фильмы подарили нам массу мемов и цитат.
Начнем с самого простого.

«Особенности национальной охоты» (1995) — российский полнометражный комедийный художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1995 году режиссёром Александром Рогожкиным. Премия «Ника» 1996 года за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Алексей Булдаков).
Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на сочинском фестивале «Кинотавр». Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года на ОРТ. Фильм породил серию продолжений и ответвлений с тем же актёрским составом.
Сюжет рассказывать не вижу смысла, большинство его помнит и так, а вот наиболее запомнившееся цитаты приведу:
- «Тост на охоте должен быть краткий, как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется».
- «Ну, за справедливость».
- «Русский слон — лучший друг финского слона».
- «Ну вы, блин, даёте».
- «Семёнов, водку пить будешь? — Водку?! Водку… Буду!».
- «Да… Жить захочешь — не так раскорячишься».
- «Цыц! Вы ещё подеритесь, горячие финские парни».
- «Повторяю, если машины нет, значит поехали на задание. Или за водкой... Водки у нас много, поэтому поехали на задание... Ты был один в форме, формы сейчас у тебя нет. Значит ты поехал на задание, но не за водкой, потому что водки у нас много...»
- «Пьёте, да? И пьёте и пьёте, и пьёте и пьёте… Всё пропили! Думаете, что, кончилась Россия, да? Во-о! Во-о! Вот тебе! Боитесь чего-то? Спасения в ней ищете?... Что вы в ней нашли? Зло и яд!..»
- «Употребление алкоголя, особенно в раннем возрасте, когда формируется личность, не только нежелательно, но и недопустимо. Что будешь пить? А?»
Фильм стал прародителем франшизы и вскоре на экраны вышли «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Особенности национальной рыбалки в зимний период» (2000), «Особенности национальной политики» (2003). Во всех этих фильмах тоже есть яркие моменты и цитаты, но они скорее оттеняют свой материнский фильм.
Следующий фильм, крайне неоднозначный, но именно он ближе всего к американскому определению «Культовых фильмов», потому, что этот фильм...

«Зелёный слоник» (1999) — российский андеграундный фильм, снятый режиссёром Светланой Басковой на любительскую видеокамеру в 1999 году. Картина была удостоена диплома II степени в разделе полнометражных игровых фильмов конкурса «Любительское кино» кинофестиваля «Любить кино! — 2000» в Москве. Критики Андрей Плахов и Александр Павлов описывают картину как «жестокую антимилитаристскую притчу», подчёркивая принадлежность ленты к трансгрессивному кинематографу и характеризуя её художественную форму как «примитивизм и предельный натурализм».
Фильм приобрёл популярность в молодёжной среде русскоязычных стран: фразы из него стали мемами, диалоги были разобраны на цитаты, а сцены стали использоваться в демотиваторах. Ряд изданий характеризует фильм как «культовый»
Самая мемная фраза канечно на заглавной картинке, но были внутри фильма и много других запоминающихся фраз, разобранных на цитаты:
- Пидорас ты, а не лейтенант!
- У нас, когда отжимаешься, жопу лучше не подставлять!
- Меня твои истории просто доебали уже, я уже не могу их слушать, блядь. Одна история охуительней другой, просто. Про говно, блядь. Про какую-то хуйню, малафью. Чё ты несёшь-то вообще? Ты можешь заткнуться? Шишка, блядь, встанет — возбудимся. Чего, блядь? Про что ты несёшь? Вообще охуеть.
- Начальник, блядь! Начальник, блядь! Начальник! Этот пидорас обосрался, бля! Начальник!
Ну и в целом рекомендую посмотреть, тем кто не видел. Крайне неоднозначный фильм, но заслуженно ставший культовым.
Следующий фильм, тоже кладезь мемных цитат, чего только стоит...

«Ширли-мырли» (1995) — российская фарсовая кинокомедия, снятая режиссёром Владимиром Меньшовым на киностудии «Мосфильм», и вышедшая на экраны 18 февраля 1995 года. Является одним из образцов российского кино 1990-х годов.
Фильм стал четвёртой режиссёрской работой Владимира Меньшова и первой с 1984 года, когда на экраны вышел его фильм «Любовь и голуби». «Ширли-мырли» также стал третьей значительной ролью Валерия Гаркалина в большом кино после главных ролей в фильме «Катала» и телесериале «Белые одежды». В 1995 году на фестивале «Киношок» в Анапе Гаркалин получил приз за лучшую мужскую роль в этом фильме.
Помимо вынесенной в заголовок, многим запомнились и многие другие фразы:
- «мама… капусточка, конечно, дело хорошее, но в доме нужно держать и мясные закуски!»
- «Тётя мама, скажи ты мне, как на духу, как русский человек русскому человеку... Фактически я что, Изя Шниперсон?»
- « — У вас это называется «кое-что»? По-моему, вы слишком много кушать. — В каком смысле? — В смысле, зажралсь!»
- «Тётя! Сколько всего было младенцев? И куда вы нас рассовали?»
А какие в фильме диалоги!!! Но к сожалению количество блоков в тексте не резиновое и нужно переходить дальше. А дальше у нас...

«Бумер» (2003) — российский кинофильм в жанрах боевик, криминальная драма и роуд-муви.
Полнометражный дебют режиссёра Петра Буслова. Премьера в кинотеатрах состоялась 2 августа 2003 года, а премьера на ТВ состоялась 10 октября 2004 года на телеканале «НТВ». В 2006 году вышло продолжение фильма — «Бумер. Фильм второй».
Рингтон мобильного телефона Кота — одного из главных персонажей — стал основой главной музыкальной темы фильма. После выхода фильма на экраны мелодия стала пользоваться огромной популярностью у владельцев сотовых телефонов. Как утверждают, на волне популярности мелодии её автор Сергей Шнуров заработал около 1 000 000 долларов.
Цитат здесь не особо много, но фильм реально стал наикультовейшим в своё время:
- Я вообще без отца рос. И в люди выбился. В этой жизни пока сам не возьмешься - никто тебе подарков не сделает...
- - Ты колесо заклеил? - Ага, всю ночь клеил. С утра хозяин клея придет..
- Не мы такие — жизнь такая...
- Меньше знаешь — дольше живешь.
Следующий фильм подарил нам и франшизу, про сплоченный коллектив, а так же открыл для не москвичей этот дружный коллектив. Я долго сомневался, какой из фильмов у них более культовый, но остановился на первом...

«День радио» (2008) — российский комедийный фильм 2008 года, по мотивам одноимённого спектакля.
Фильм повествует о двух частично связанных ситуациях — первой, в которой
маленькое судно с цирком на борту неудачно оказывается без топлива в Японском море, и второй, в которой у работников радиостанции «Как бы радио» случается ЧП и им срочно приходится придумывать выход из положения.
Фильм вышел на экраны в России 20 марта 2008. В том же году лицензионно издан на DVD компанией «Мистерия звука».
- Миш, ты зря Сашу остановил, он прав. Мы все за тебя. Но Саша он прям за тебя, за тебя... Мне кажется, он затебее, чем мы все тут...
- Я выкрутился, теперь ваша очередь.
- Чернопопики, выползни. Мне 40 лет, чем я занимаюсь?..
- - А что Слава тоже креативщик? Думала, он нормальный мужик... - Аня, запомни, пожалуйста, что слова креативщик, саунд-продюсер, точно так же, как гомеопат или педиатр никакого отношения к человеческой ориентации не имеют!..
Там ещё диалоги со взаимными подколами друг друга. Очень атмосферный фильм и главное что он первый, но не стоит забывать, что и последующие "День выборов" (2009) и "О чём говорят мужчины" (2010) ничуть не хуже.
Но переходим к следующему. Хоть его и не любят люди читавшие первоисточник, но этот фильм, реальное культовое событие, в отечественном кинопроизводстве!

«Ночной Дозор» (2004) — российский фильм в жанре городского фэнтези, снятый режиссёром Тимуром Бекмамбетовым по мотивам одноимённого романа Сергея Лукьяненко. Фильм рассказывает о тайной борьбе светлых и тёмных мистических сил в современной Москве.
«Ночной дозор» имел большой успех в прокате. Он установил новый рекорд кассовых сборов для своего времени, с тех пор неоднократно побитый. Данный фильм нередко рассматривают как первый успешный проект в современном популярном российском кино, называют «первым российским блокбастером».
В 2005 году фильм был выпущен в английской версии, со значительными изменениями, под названием «Night Watch».
Самую главную цитату я уже озвучил, но были и другие:
- Легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
- Кому суждено утонуть, тот утонет. Кому суждено упасть с крыши, упадёт.
- Мам, а вампиры есть? — Есть, Егор, это трусливые мальчишки, которые пьют кровь своих родителей
- Хочешь жить по-человечески? Ну так и веди себя как человек!
И конечно же, та самая цитата благодаря которой я вспомнил про этот фильм, правда уже из фильма "Дневной дозор" (2005): "Вот ты, Антон, — Светлый, а пиво пьёшь тёмное..."
Но у нас впереди ещё самые культовые картины. И начну пожалуй с видовставки
«Даун Хаус» (2001) — фильм Романа Качанова, вольная интерпретация романа Фёдора Достоевского «Идиот» на современные реалии.
Это в целом фильм-цитата, как и всё что снял Роман Качанов на рубеже тысячелетий, но пару цитат приведу, для затравки:
- А потом все умерли, а я в клинику лёг на анализы, на восемь лет.
- Я таблетки не люблю, я ими давлюсь, мне больше нравится рыбок разводить.
- Я вами доведена до точки сборки. Вы меня под Pink Floyd невинности лишили и к дзен-буддизму пристрастили, а сами на другой жениться решили. Я наверняка вас в подъезде серной кислотой оболью.
- Ванюша, в этой жизни есть всего три вещи которые я люблю: тебя, сгущёнку и свою кареглазую подругу Ларису.
- Буэнас диас, голодранцы! Я приехал надавать вам всем по соплям кредитными билетами.
- Нет, спасибо, меня и так прёт наяву, без всякого компота.
Следующий фильм-цитата опять же от Романа Качанова, но уже не на тему классической литературы, а на тему армии:
«ДМБ» (2000) — фильм Романа Качанова. Премьеры фильма прошли в кинотеатре «Пушкинский», Центральном доме кино, фильмом «ДМБ» открылся первый многозальный кинотеатр в России — «Каро» на Шереметьевской улице в Москве. Телепремьера фильма состоялась в том же году на телеканале «РТР». По опросу журнала «Афиша» фильм включён в 100 главных русских фильмов с 1992 по 2013 годы.
Конечно самое фееричное в этом фильме начало, но и дальше идут цитата за цитатой:
- — Видишь суслика? — Нет. — И я не вижу. А он есть!
- Это вам не это.
- Это не овощная база, товарищ призывник. Это то место, где вы интересно и чрезвычайно увлекательно проведёте ближайшие два года.
- — Отсюда, ребятки, наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу. — Может, бахнем? — Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!... Но потом.
- — Наука есть, а жизни нет. У меня мужик прошлой зимой застудился на рыбалке. Теперь ниже пояса, так — не супруг, а сувенир. Только усы стоят. Если бы не вы, солдатики, хоть плачь. Пойдем, щекастик, ко мне в подсобное помещение, я тебе барбарысок насыплю.
- Тут в лазарет заходила медсестра. Я её потрогал и лишился покоя. Такая сладенькая: ушки красненькие, носик в угрях, жопа толстая и шершавая, как ананас… Валькирия!
И ещё масса прекрасных цитат, в том числе и про циркуль, но сейчас следует перейти к другому мастеру фильмов-цитат и если до этого я объединял фильмы в циклы, то эти не позволил. Потому что второй фильм был не хуже, а местами более ярким, чем первый...

«Брат 2» (2000) — российская криминальная драма режиссёра Алексея Балабанова с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Фильм является прямым продолжением фильма «Брат», вышедшего тремя годами ранее.
Первоначальный прокат фильма оказался не слишком удачным. Сборы составили около 1,7 миллиона долларов при бюджете в 1,5 миллиона. Фильм получил преимущественно положительные отзывы от критиков. Они отмечали отличную игру актёров, глубину сюжета и реализацию образов России и США. Особое внимание было уделено музыке картины. Саундтрек состоит из песен российских и зарубежных исполнителей, которые идеально подчеркивают эмоциональное состояние героев и атмосферу фильма. «Брат 2» стал неотъемлемой частью российской культуры и оказал сильное влияние на развитие отечественного кино. 24 марта 2022 года фильм был выпущен в повторный прокат в России.
И конечно же главные цитаты:
- — Are you gangsters? — No, we are Russians.
- — Welcome to the United States! — Thank you very much! Вот уроды...
- Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он сильней!
- — Мальчик! Водочки нам принеси. — Извините, но мы не разносим напитки во время взлета и набора высоты. — Мальчик, ты не понял! Водочки нам принеси! Мы домой летим!
И конечно, ставшая легендарной фраза произнесенная Сухоруковым: «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!»
Но и первый фильм не стоит сбрасывать со счетов...

«Брат» (1997) — российская криминальная драма режиссёра и автора сценария Алексея Балабанова. Первая часть дилогии (вторая — «Брат 2») о герое 1990-х годов Даниле Багрове, роль которого сыграл Сергей Бодров-младший. В фильме также снялись Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Юрий Кузнецов и другие.
В 1997 году Балабанов и Бодров получили гран-при фестиваля «Кинотавр» как лучший режиссёр и лучший актёр соответственно. Фильм включён в список «100 главных русских фильмов» по версии журнала «Афиша».
А какие тут сочные цитаты. Самую главную конечно приводить не буду, но все её и так помнят

- — Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
- — Вот ты умный, немец… Скажи мне — мы зачем живем? — Ну, это каждый сам решает. Вот есть такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Вот я живу, чтоб ее опровергнуть.
- — Любишь медок — люби и холодок!
- — Плеер такой реальный, а одет как обсос.
- — Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна.
И закончить свой пост по культовым фильмам хочется именно этим...

«Жмурки» (2005) — российский комедийный криминальный боевик. Девятый полнометражный фильм режиссёра Алексея Балабанова. Главные роли исполнили Алексей Панин, Дмитрий Дюжев и Никита Михалков. Слоган фильма: «Для тех, кто выжил в 90-е».
Это тоже культовый фильм-цитата:
- За километр видно, что ты людоедом был!
- Ну если ты видишь, что ситуация накаляется, ну переведи ты стрелку на другой день
- А вы че, ребята, всё стреляете?! А че? А то, что уже не стреляют. Сейчас по-другому бизнес делают
- У меня такое чувство, что мы сегодня обгадили серьёзных людей
- Чужие слабости надо уважать, а не осуждать
- Чё ты радуешься, светло-синий ты, пидорас?
- А в мешке, вероятно, подарки для девочки. Девочка много курит, путешествует по области на машине и пьёт за рулём пиво. Не очень хорошая девочка
- Ну вот и усё… Карачун тебе, Церетели!
- Куда Россия катится, когда такие уроды, как ты, с мигалками ездят?!
На этом наверно всё.
Я не стал упоминать значимые фильмы на вроде "Мама не горюй" (1997), "Даже и не думай" (2002), мультфильмы про богатырей и прости ктулху - "Ёлки" (2010), хотя и они очень сильно въелись в код людей живших во время выхода этих фильмов.
Современные фильмы по типу "Майор Гром" (2017) или "Последний богатырь" (2017), свою значимость в культурном коде жителей страны ещё не доказали, а фильмы снятые в рамках продолжения сериалов малозначительны, как самостоятельные единицы.
Так же не упоминаю и обласканные критиками фильмы "Аритмия" (2017), "Дурак" (2014), Завод (2019), Остров (2006), "Монах и бес" (2016), да и многие другие. Они хоть и хороши, но крайне малоцитируемы. Возможно, следовало включить фильмы про космос и спортсменов, хотя бы для цитаты:

... но кроме неё я ничего яркого и не вспомнил.
Если Вам есть чем дополнить мой перечень, то добро пожаловать в комментарии.
А с вами был dewqas.
PS: Написал и всё же решил закончить картинками, так как для большинства из вас, они говорящие...


Комментарии