Припять. Часть 2.
Мой муж попросил меня выложить посты о его поездках в Припять. Обещал штуки четыре наваять, если вам понравится. Тэг "Авторский пост" поставила по настоянию мужа. Всё дальнейшее - его рук и воспоминаний дело.
Путь внутрь ЧАЭС.
На ЧАЭС я попал случайно. Дело было так: мой коллега дважды прыгал с парашютом и оба раза основной парашют не раскрывался и он приземлялся на запасном. Он мечтал вернуться в парашютное дело, поскольку его супруга чуть ли не мастер спорта. Но на третий прыжок решиться не мог, ему нужен был «попутчик»-первоход, перед которым будет стыдно включить заднюю. Но это все я узнал потом, а тогда, сидя на корпоративе сильно пьяные мы вели беседу с глазу на глаз. Он спросил – «А слабо тебе с парашютом прыгнуть?», я ответил «Как нефиг делать, но тогда поедем в Чернобыль». Я так лихо пообещал прыжок, потому что был сильно пьян, а на следующий день мне стало страшновато, я ведь далек от парашютного спорта… Но коллега ничего более на эту тему не говорил, как будто и не было того разговора. И вдруг через полгода, сидя за столом на каком-то из праздников он вдруг заявляет – «А чего с парашютом то не прыгаешь, обещал ведь». «Хорошо, но ты обещал поехать в Чернобыль» - отвечаю я. «Так ты помнишь про мое обещание» - расстроено сказал он. Удивительный человек, он действительно считал, что я должен помнить про парашют, но не должен помнить о действительно важных вещах. У всех свои приоритеты. Кстати, потом выяснилось, что у него радиофобия.
И вот мы на аэродроме в Путилово. Проходим и инструктаж, сначала мне дали один костюм, но посмотрев на мое пузо выдали костюм побольше. Как потом выяснилось – это была роковая ошибка, надо было брать еще больше. Прыжок, естественно, в тандеме с инструктором. С пузатых берут доплату 1000 рублей – у инструктора повышенный риск.
- «Вы будете в шлеме или без?»
- «Не знаю, а как надо?»
- «Без шлема больше ощущений, но может быть холодно»
- «Я буду без шлема, единение с природой.»
- «Если будете задыхаться – придерживайте челюсть рукой.»
Мы заходим в самолет, запуск двигателей, хорошо знакомый запах керосина – я долго работал на заводе, который разрабатывал авиационные двигатели. Самолет набирает высоту, народу по лавкам сидит прилично. Знакомые ощущения, я их испытывал в Припяти когда попутчики сели на коленки на заводе «Юпитер» и стали ковыряться в разбросанных на полу бумажках, выискивая что-то интересное из ушедшей эпохи. Как я оказался среди сумасшедших? Я ведь нормальный. Хотя, нет… Я тоже сумасшедший и поэтому здесь. Коллега тоже здесь.

Раскрылась рампа. Я ощутил холод лысой головой. «Надо было со шлемом» - мелькнула запоздалая мысль. Люди стали натягивать банданы на нижнюю часть лиц, вид у них слегка потерянный и радостный, предвкушение опасности и счастья. У каждого свои приоритеты. Первая группа пошла на выход, но мы летим дальше – там прыжки есть повыше, а есть пониже. Мы взяли повыше, 4000м.
Мы с
инструктором идем к выходу. Страшно, но терпимо. Я собак боюсь очень, их, кстати,
в Зоне много, целые стаи. Так вот, прыгнуть с парашютом для меня менее страшно,
чем остаться наедине с большой собакой. Когда «выходили» из самолета – я поднял
голову, чтобы не смотреть вниз. Все надо делать по команде инструктора и быстро,
чем больше думаешь, тем больше боишься.


В первые секунды не понимаешь что происходит. Какое-то непонятное перемещение в пространстве. Потом ощущаешь поток воздуха в лицо, как будто ветер, но очень сильный. Сначала дышишь тем, что осталось в легких, а потом понимаешь, что надо вдохнуть еще. Теперь я понял зачем нужны банданы и что значит «если будете задыхаться». Я стал придерживать челюсть рукой, как советовал инструктор, он стал бить меня по руке, чтобы я вернул руку обратно. Почему так – не знаю, я не спрашивал. Раскрывается парашют, по ощущениям меня как будто резко дергают за веревку вверх, костюм сжимает пузо.

И здесь началась самая неприятная часть полета – до самой посадки я был сдавлен и сильно тошнило. Страшно не было вообще, я просто думал – скорее бы это закончилось. В общем, берите костюм по размеру и будет счастье – если бы не это сдавливание, то виды и ощущения классные.
До посадки только два момента заслуживают описания. Первое – это когда инструктор ослабил одну лямку, а потом другую, чтобы уменьшить давление на пузо. Интересные ощущения, я подумал, а вдруг он так ослабит, что я расцеплюсь на высоте в километр. Второй момент – это когда инструктор сказал поджать ноги перед посадкой. Я понимаю что из-за сдавленности я этого физически не могу сделать. И вдруг я замечаю, что на коленях костюма сделаны как бы специальные ручки из ткани. Я берусь за эти ручки и руками поднимаю ноги, инструктор приземляется на свои ноги. Потом он мне сказал, что я правильно сделал – мог бы ноги сломать. Странно, что на инструктаже про эти ручки не было ни слова сказано. Все, включая коллегу и инструктора, довольны, все живые и невредимые. Я заметил как прошла нервозность у инструктора, хотя, казалось бы, каждый день по несколько раз прыгает.
И вот мы с коллегой телепортируемся в Киевский аэропорт Жуляны. На дворе 2019 год. Я заранее предвидел, что у него будут проблемы на границе и дал пару ценных советов, что отвечать на вопросы и сколько денег с собой брать. Недостаточно количество денег может служить формальным основанием для отказа во въезде в страну. Как в воду глядел, меня пропустили без проблем, как услышали про Чернобыль, так и махнули рукой – проходи, уже третий раз. А коллегу с другими бедолагами пару часов держали и допрашивали в отдельной комнате. Вопросы обычные, ответы тоже. Не служил, в Крыму не был, деньги есть. Хотя он бывший пограничник.

Берем в аренду фольксваген поло и дуем в Славутич. Доехали тоже с приключениями и проблемами на границе, только уже на Белорусской. Чуть жизни не лишились.
Сначала все было хорошо. Едем на «полике», я за рулем. Мы шутили, представляли, что едем в Украинскую деревню и даже стали говорить между собой на Украинском (ну, так, как мы его представляли )) Я подтрунивал над его радиофобией, говорил что сосны порыжели не из-за осени, а из-за радиации, типа «рыжий лес». Говорили, что в Славутиче радиоактивные частицы, которые на ногах приносят работники ЧАЭС. Конечно, он понимал, что это шутки, но когда у тебя радиофобия, то и от шуток становится страшновато. Коллегу зовут Андрей. Короче, весело было.

Уже вечер, темно. Я педаль в пол и гоню вперед. Вдруг Андрей кричит «тормози». Я инстинктивно жму тормоз в пол, хотя сам опасности не вижу. Мы останавливаемся в паре метров от бетонного блока. Я вижу, что блок не один, а они разложены в шахматном порядке на дороге. Рядом будка, из будки выходит мужик с автоматом Калашникова.
«Вы спешите?» - спокойно спрашивает мужик.
«Да мы вот на экскурсию на ЧАЭС, хотим в Славутич, в отель заселиться»
«Вы поворот проехали, это Белорусская граница».
Мужик оказался добрым пограничником, даже посветил нам фонариком, чтобы удобнее было разворачиваться, а мог бы прямо там нас положить. Далее мы уже спокойно без приключений у знака сфоткались, доехали до Славутича и заселились в отель «Славутич». Когда к Славутичу подъезжали, я говорю – «Смотри, дождик идет, это хорошо для нас, радиоактивную пыль к земле прибьет». Номер у нас был один на двоих. Я дозиметр с собой взял, так мы когда в номер вошли, он попросил промерять ковер на предмет того, нет ли там радиоактивных частиц. Вот они и шуточки в машине )) А вообще это такой юмор Чернобыльский - при новичках говорить про радиацию всякую фигню с серьезным видом.
Отель «Славутич» в гордое Славутич единственный. При СССР деньги кончились и огромная гостиница так и стоит недостроенной. Либо «Славутич», либо хату снимать. А «Славутич» построили для строителей арки (второй саркофаг) и принадлежит он (о, чудо !) бывшему директору ЧАЭС Грамоткину.

Про город Славутич, конечно, много чего можно рассказать. Этот город построили на замену погибшей Припяти. Возможно, это последний город, построенный в СССР. Там республики строили и за каждой республикой был закреплен квартал со своими архитектурными особенностями. Только мы нигде в Славутиче толком и не были. Пивка только попили на центральной площади рядом с памятником Чернобыльцам, сидя на лавке. Пиво очень хорошее было, но марку не помню. Но это уже на следующий день, после возвращения со станции. Кстати, когда на лавке сидели мимо проходили молодые люди и вспоминали свое счастливое детство, как на этой площади выступали звезды Российской эстрады, в частности группа «На-На». Да, в те времена, когда ЧАЭС вырабатывала электроэнергию город жил богато и часто организовывал концерты для молодежи. А сейчас – упадок, хотя город чист, ухожен, да и украинский мы в машине зря учили )

Там, когда в 1986..87-ом годах блоки ЧАЭС повторно запустили, встал вопрос о проживании и доставке персонала. По-хорошему эти блоки вообще не надо было пускать, но тут в СССР неожиданно произошло локальное согласие между низами и верхами. Низы хотели вернуться в до аварийную жизнь с перспективами, зарплатами, снабжением, а также чувствовали свою вину за случившееся и хотели загладить. А верхи хотели показать, что авария не так страшна, что сейчас мы все ликвидируем и т.д. В результате первых два блока были пущены еще до окончания строительства саркофага.
Сначала персонал проживал во временных поселениях, потом в Киеве. Но в СССР была традиция – каждой атомной станции полагался город-спутник. Может оно и правильно, когда живешь в крупном городе, то чувствуешь свободу в выборе работы в том числе, поэтому в анклаве коллективом проще управлять. В общем, построили город на отшибе, в радиоактивном пятне и стали народ туда загонять. Кого угрозой увольнения, кого просто перестали из Киева на работу возить – добирайся как хочешь в закрытую зону.

Из Славутича на ЧАЭС электричка ходила, работников доставляла, через территорию Белоруссии. Там по дороге тоже много мест интересных, например заброшенный пункт переодевания: сразу после аварии было очень грязно и электричка ходила не до станции, а до промежуточного пункта, где работники переодевались и пересаживались на «грязную» электричку.

А вот мост, через Припять у самой станции. Я там был ночью в другую поездку. Там можно наверх забраться, а можно вниз. Когда электричка проходит, аж трясется все. Не функционирует тот мост – взорвали Украинцы. Сейчас там жесть творится с доставкой персонала. Ладно, уже и так длинно получилось, в следующий раз расскажу как мы на станции побывали.
Комментарии